Показано материалов: 301-305
Замечательным явлением в истории мировой общественной мысли был революционный демократизм, который выражал интересы крестьянства, стремившегося к разрушению феодально-крепостнических отношений. Революционный демократизм в России вписал яркие страницы в историю ее общественно-политической мысли. Все революционные демократы были атеистами, они решительно осуждали социальную роль религии и деятельность церкви. Теоретическим источником атеизма революционной демократии была материалистическая и атеистическая традиция общественной мысли, идеи французских материалистов и Фейербаха, отчасти формировавшийся в то время на Западе научный марксистский атеизм. |
Существенной особенностью революционно-демократического атеизма было его стремление распространить свое влияние на массы. Это проявилось в том, что их атеизм оказал большое влияние на русскую литературу и искусство, а также на усиление атеистической направленности русской науки XIX — начала XX в. |
Развитие науки и материалистической философии укрепило атеизм, привлекло к нему сторонников из числа естествоиспытателей. Во второй трети XIX в. в естествознании произошли три великих события: открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории. В науку проникают идеи развития, распространяются материалистические и атеистические идеи. В атеизме укрепилось естественнонаучное направление, которое имело главным предметом критику религии с позиций естествознания. |
Домарксистский атеизм нанес ряд весьма ощутимых ударов по религии, но не смог ее преодолеть. Это объясняется, во-первых, тем, что в классовом антагонистическом обществе сама эксплуататорская действительность порождает религиозную идеологию. Во-вторых, тем, что в этом обществе господствующие классы активно и всесторонне поддерживают религию, так как религия и церковь являются важным элементом надстройки, защищающей существующий строй. Наконец, это объясняется и тем, что домарксистский атеизм был непоследовательным, исторически ограниченным. |
Буржуазный атеизм нашего времени хронологически нельзя назвать домарксистским, однако по своему характеру он повторяет ошибки буржуазных атеистов прошлого, возвращаясь к пройденному этапу. |