Показано материалов: 1651-1655
Демократическая культура в борьбе против религиозного мракобесия, косности и невежества в России 19 века Для нарождавшейся на окраинах России национальной интеллигенции на первых порах была особенно характерной просветительская деятельность. Просветительство типично для нации, пробуждающейся к активной самостоятельной жизни в условиях ломки устаревшего феодального быта. Просветителей всегда волновали вопросы развития национального языка. Они видели в нем могучее средство культурного общения и идейного сплочения людей, принадлежавших к одному этническому коллективу. |
Университетская наука и национальная интеллигенция в России 19 века Конечно, не одни только начальные и средние школы способствовали возникновению на окраинах России светской национальной интеллигенции. Немало содействовали этому университеты и другие высшие учебные заведения. В течение первой половины XIX столетия они появились в Эстонии, Татарии, на Украине. |
Атеистическая деятельность просветителей в России 19 века Повсюду в пределах крепостнической Российской империи духовенство стремилось подчинить своему влиянию сознание народных масс. Религия была едва ли не главным средством воспитания трудящихся в духе покорности эксплуататорским классам. В религиозном мировоззрении идеологи этих классов видели мощную плотину, предотвращавшую проникновение в сознание народа революционных и освободительных идей. Поэтому неудивительно, что деятелям нарождавшейся демократической интеллигенции национальных районов России неминуемо приходилось вступать в бой с духовенством, разоблачая сковывающее свободу мысли и тормозящее культурный прогресс влияние религиозной идеологии. Эстонский просветитель Ф. Р. Крейцвальд направлял острие своей сатиры против лютеранских пасторов, призывавших свою паству к повиновению немецким баронам. Его книга «Рейнеке-Лис» показывала корыстолюбие и косность духовенства. Великий украинский революционер-демократ Т. Г. Шевченко не раз поднимал гневный голос против церковных мракобесов, подвергая уничтожающей критике сочинения апологетов поповщины и крепостничества. |
Идейные связи и взаимное обогащение национальных культур народов России в 19 веке Те прогрессивные тенденции, которые проявлялись в быту и культуре русского народа, в той или иной степени наблюдались и в культурной жизни других народов дореформенной России. Каким бы различным ни был в то время уровень культурного развития этих народов, все они испытывали тогда влияние вызревавших в недрах феодальной системы новых, капиталистических отношений. Разумеется, это влияние сильнее сказывалось в экономически развитых районах, теснее связанных с внутренней Россией и зарубежными европейскими странами. Но для населения более отсталых, преимущественно восточных, окраин империи с вовлечением в орбиту всероссийского рынка открывались пути к более высоким формам хозяйственной деятельности, к усвоению элементов оседлой земледельческой культуры и городского быта, к преодолению вековой замкнутости и феодальной ограниченности во всех сферах общественной жизни. И как бы ни тормозился этот процесс усилиями местной правящей верхушки и царских колонизаторов, даже в самых глухих ущельях Кавказских гор, пустынных степях Зауралья и таежных просторах Сибири намечались глубокие сдвиги в образе жизни, обычаях и правах разноплеменных и разноязычных народов. Перемены в хозяйственном и общественном строе неизбежно сонровождались обострением классовых противоречий и усилением классовой борьбы, распространением освободительных идей, неодолимым стремлением к просвещению и культуре. Это расшатывало устои невежества и патриархальщины. |
Что такое мифология? Кратко Мифология представляет собой набор традиционных сказок, как правило, конкретного народа (например, древних греков, индейцев или скандинавов), передаваемых устно через поколения. |