Показано материалов: 301-305
"Немецкая робинзонада" Шнабеля. "Остров Фельзенбург" Своеобразно перекликается с Лисковым в разоблачении феодальной действительности И. Т. Шнабель (1699 —ок. 1750), автор утопического романа «Остров Фельзенбург». В произведении Шнабеля пересекаются две линии: поэтизация жизни нравственно здоровых людей на лоне природы и суровая критика уродств феодального строя. |
Немецкая сатира первой половины XVIII века. Х.Л. Лисков В первую половину XVIII века в немецкой литературе зарождается сатира. Правда, общий уровень ее не особенно высок. Она не выдвинула имен, которые можно было бы сравнить со Свифтом или Вольтером. Немецкие сатирики, в том числе и наиболее популярный из них Рабенер, как правило, обличают так называемые «общечеловеческие» пороки, не затрагивая коренных противоречий немецкой действительности. |
"Трогательная комедия", её теория. Х.Ф. Геллерт
Первым теоретиком и наиболее крупным представителем «трогательной комедии» был X. Ф. Геллерт (1715—1769), самый популярный писатель Германии в 40—50-е годы XVIII века. Сын пастора, Геллерт был доцентом, а затем профессором по риторике, морали и теории изящных искусств в Лейпцигском университете. Его лекции слушали Радищев и Гёте. В 1751 году при занятии профессорской кафедры Геллерт прочел вместо вступительной речи свой реферат «В защиту трогательной комедии», в котором он сформулировал основные принципы нового комедийного жанра. Основную его отличительную черту Геллерт видит в том, что он преследует своей целью не осмеяние пороков, а прославление добродетели. В центре его находится не порочная, а нравственно-совершенная личность, вызывающая умиление своим добродетельным поведением. Наслаждение от созерцания морального совершенства проистекает, по мысли Геллерта, от нашего сходства с героями, такими же бюргерами, как мы. И отсюда большое воспитательное воздействие мещанской драматургии на массового зрителя.
|
Бодмер и Брейтингер, их эстетические взгляды
Новые эстетические идеи прокладывали себе дорогу постепенно, в борьбе с доктриной классицизма. В 40-е годы против Готшеда выступили швейцарские писатели Бодмер (1698—1783) и Брейтингер (1701 — 1776). Не отвергая полностью рационалистической эстетики, швейцарцы в то же время стремятся опереться в создании теории искусства на достижения философии сенсуализма. Они называют своими учителями Локка, Аддисона, французского критика Дюбо и других философов и критиков, признававших большую роль чувства в познании жизни. |
Натан Мудрый Лессинга
Последним художественным произведением Лессинга была драма «Натан Мудрый» (1779). Ее созданию предшествовала борьба Лессинга с немецкими реакционными теологами. В 1777—1778 годах он нашел в библиотеке Вольфенбютеля рукопись немецкого просветителя Реймаруса и опубликовал ее под названием «Фрагменты неизвестного». В ней подвергались сомнению божественное происхождение Библии и Христа. В комментариях к изданию Лессинг, не во всем солидаризируясь с автором, в то же время встал на защиту свободной мысли. Сочинение Реймаруса и примечания Лессинга были встречены нападками церковников. Особенно ожесточенно нападал гамбургский пастор Гёце. Лессинг не остался в долгу. Он написал против Гёце одиннадцать сатирических писем, которые известны под названием «Анти-Гёце». |