Показано материалов: 81-85
Закономерен или нет микромир? Ответ: закономерен. Открытие Гейзенберга влекло за собой и другое важное философское следствие, касающееся понятия причинности. Немедленно вслед за установлением соотношения неопределенностей выяснилось, что так как начальные механические условия системы не поддаются точному учету, то понятие механической причинности в применении к данному случаю теряет смысл. Отсюда были сделаны гносеологические выводы, будто в элементарных процессах отсутствует строгая закономерность вообще, что эти процессы беспричинны, индетерминированы, акаузальны, дескать, в том смысле, что они протекают совершенно незакономерно, абсолютно случайно. |
Позднее, в ходе развития современной физики, история с «опровержением» основного закона движения повторялась не раз. Стоило только появиться на горизонте физики новой трудности, как идеализм начинал подсказывать физикам мысль о том, что выход надо искать в отказе от закона сохранения энергии; некоторые философски неустойчивые ученые поддавались соблазну; они начинали предлагать решения, связанные с отказом от основного положения материализма, вместо того, чтобы искать решения в дальнейшем углублении наших представлений о строении движущейся материи и о превращении ее видов; короче говоря, эти ученые под влиянием идеализма начинали искать выход из трудностей не в прогрессивных философских выводах из успехов естествознания, а в философской реакции. |
После смерти Энгельса закон сохранения и превращения энергии многократно подвергался нападению со стороны философов-идеалистов и даже некоторых физиков. Но каждый раз он выходил победителем; его дальнейшее укрепление обычно сопровождалось новыми выдающимися открытиями в физике, а иногда само отстаивание этого закона, как «абсолютного закона природы» (говоря словами Энгельса), наводило мысль ученых на новые открытия, которые позволяли непонятные еще процессы природы объяснять на основе данного закона. |
После рассмотрения истории открытия закона сохранения и превращения энергии остановимся на той философской характеристике, которую дали Энгельс и Ленин этому закону. В философском смысле значение названного закона состоит в том, что благодаря установлению диалектического (по существу) взгляда на движение, на его неразрывную связь с материей, на взаимопревращаемость всех его форм прочно укрепились позиции материализма. Это выразилось в том, что, во-первых, укрепилось признание первичности материи, ее несотворимости и неразрушимости; во-вторых, укрепилось признание познаваемости материи во всех ее формах и проявлениях. |
Конечен или нет микромир? Ответ: бесконечен. Наконец, в связи с открытием Гейзенберга встает еще один вопрос: если это открытие указывает на существование объективного предела предмета исследования, то заканчивается ли на достижении этого предела все наше познание микромира или же мы сможем двигаться и дальше, но какими-то иными путями? Когда точное поведение электрона в пространстве объявляется принципиально ненаблюдаемой величиной, то при этом основываются на том, что мы не в состоянии с любой точностью определить одновременно координаты и скорость электрона; исследуя квантовомеханические явления, мы не можем выйти из рамок квантовой механики, не можем перестать пользоваться оптическими приборами, основанными на действии определенных физических законов, и все наши опыты будут регулироваться соотношением неопределенностей Гейзенберга (поскольку речь идет о положении и скорости частиц). |