Показано материалов: 91-95
Вопрос о связи между диалектикой и естествознанием занимает центральное место во всех трудах Энгельса, посвященных философским и естественнонаучным проблемам. Исходным пунктом в решении этого вопроса служило Энгельсу его понимание диалектики как научной философии, откуда вытекало и его понимание взаимоотношения между нею и частными, в том числе и естественными, науками. |
Единство диалектики и теории познания материализма служит также исходным пунктом при постановке и решении Энгельсом основного вопроса всякой философии об отношении мышления к бытию. Последовательно материалистическое решение этого вопроса целиком опирается на применение основной идеи диалектики о развитии внешнего мира. Без помощи диалектики, т. е. рассматривая бытие и мышление только как данные, готовые, сосуществующие, невозможно правильно и до конца последовательно материалистически решить этот вопрос. |
Для Энгельса характерно постоянное подчеркивание необходимости конкретного подхода к любым вопросам теории и практики. Он критикует тех, кто торопится с выводами, строит их на недостаточно глубоко продуманной и недостаточно тщательно проверенной фактической основе, а тем более без серьезных оснований. Так, он критикует в своих письмах скороспелость работ К. Каутского и надуманность поспешных обобщений и объяснений, которые пытается выдвинуть в области лингвистики П. Лафарг. |
Для понимания той роли, какую играет диалектика в качестве научного метода, применяемого при анализе общих проблем естественных наук и особенно их истории, исключительно важное значение имеют мысли Энгельса, касающиеся взаимного проникновения противоположностей и перехода в свою противоположность. В письме К. Шмидту от 1 ноября 1891 г. Энгельс четко охарактеризовал диалектическую картину противоречивого развития научной мысли. |
Необходимость диалектического метода для естествоиспытателей Энгельс обосновывал тем положением, что собственное развитие естествознания привело к тому, что вынуждает привести метод мышления ученых в соответствие с объективным содержанием естественнонаучных открытий, т. е. с объективной диалектикой самой природы. Развернутый план «Диалектики природы» начинается с этой мысли: «Историческое введение: в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной». |