Показано материалов: 76-80
Познаваем или нет микромир? Ответ: познаваем. Соотношение неопределенностей, открытое Гейзенбергом, свидетельствовало о том, что в данном случае, в данном направлении исследования достигнут предел объекта познания, т. е. взаимодействия форм движения, и что двигаться дальше этого предела уже нельзя, так как дальше этого предела (поскольку речь шла об изучении кваптовых явлений) ничего больше нет, а потому и познавать там нечего. По этой причине из факта открытия объективно существующего предела предмета отнюдь нельзя было делать каких-либо выводов агностического порядка вроде того, что будто бы открытие Гейзенберга установило существование чего-то принципиально ненаблюдаемого, а тем более принципиально непознаваемого. |
Прежде всего, возникает вопрос: существует ли микромир объективно или только в нашем сознании, в нашем опыте? Материалисты на этот вопрос дают прямой, недвусмысленный ответ; они считают микромир материальным, а потому существующим в качестве объективной реальности, вне и независимо от нашего сознания. Напротив, идеалисты неомахистского толка пытались сделать из соотношения неопределенностей Гейзенберга гносеологические выводы в том направлении, будто предметы микромира лишены той степени реальности и объективности, какой обладают обычные тела знакомого нам макромира; с этой целью идеалисты утверждают, будто принцип Гейзенберга доказывает наличие неразрывной связи субъекта и объекта в области микромира, вследствие чего явления и предметы микромира оказываются в известной мере производными, зависимыми от познающего субъекта, от опыта и наблюдения, от средств этого наблюдения в их субъективном толковании. |
В самый год смерти Энгельса (1895 г.) начались великие открытия в физике, которые вызвали собой «новейшую революцию в естествознании» (как ее называл Ленин). Новые физические открытия были знаменательны тем, что они впервые проложили для науки дорогу в область микромира (физических микропроцессов). Перечислим главные из них, ставя в скобках дату открытия: лучи Рентгена (1895 г.); радиоактивность (1896 г.); электрон (1897 г.); радий (1898 г.); давление света (1900 г.); теория квантов (1900 г.); теория радиоактивного распада (1902 г.); частный принцип теории относительности с законом взаимосвязи массы и энергии (1905 г.); понятие фотона (1905 г.); атомное ядро (1911 г.); порядковый номер элемента, правило сдвига, понятие изотопии и заряд атомного ядра (1913 г.) и т. д. |
Мысль Энгельса, что взаимодействие есть конечная причина вещей и явлений природы, получила блестящее подтверждение в научных открытиях, имевших место как при жизни Энгельса, так и после его смерти. Благодаря этим открытиям, во-первых, со всей силой обнаружилась ограниченность и недостаточность понятия механической причинности, которое отражало далеко не полно, а сугубо односторонне реальное взаимодействие тел; во-вторых, со всей силой подчеркивалась необходимость расширить это понятие, пополнить его теми сторонами, от которых первоначально ученые абстрагировались при выяснении закономерной связи явлений. Такое расширение и пополнение понятия причинности фактически осуществлялось путем введения более широкого понятия взаимодействия. |
Предметом любого экспериментального исследования или физического наблюдения служат материальные тела, находящиеся между собой в таком взаимодействии, что в результате него наши органы чувств получают от этих тел определенные сигналы прямо, непосредственно или через какие-либо измерительные инструменты, например, через оптические приборы. При зрительном наблюдении объекта мы всегда имеем перед собой тело, взаимодействующее так или иначе с падающим на него световым лучом или испускающее само свет. Это означает, что объектом нашего наблюдения, строго говоря, служит не «само по себе» отдельное тело, например, какой-нибудь кристалл, а взаимодействие этого кристалла с лучом видимого света или, например, с рентгеновским лучом. |