Критический анализ процесса модернизации религии обогащает арсенал средств научно-атеистического воспитания. В ходе этого процесса возникают обстоятельства, без учета которых атеистическая работа будет вращаться на холостом ходу. Усложнение борьбы с религиозной идеологией, вызванное ее обновленческими тенденциями, компенсируется разработкой эффективных средств противодействия утонченным формам религии. Перестраиваясь применительно к современности, церковники получают более широкий простор для маневра, хотя они вынуждены все чаще переносить борьбу на плацдарм, который им по существу навязан. На этом плацдарме атеистов ждет не спокойная жизнь, а упорная работа, требующая от них большего знания и умения, гибкости и такта. |
Проблема перестройки религии и церкви в условиях советского общества вызывает в настоящее время немалый интерес исследователей и пропагандистов атеизма. После длительного перерыва, когда этой весьма актуальной проблеме теории и практики научного атеизма не уделялось достаточного внимания, появились интересные книги, брошюры и статьи, раскрывающие различные аспекты приспособления религии к современности. Первыми работами на эту тему являются: сборник «Критика религиозной идеологии» (М., 1961), книга Ю. В. Крянева «Противоположность христианской идеологии п научного коммунизма» (М., 1961), брошюра Ю. Федина «О современных попытках обновления религии» (М., 1962), статьи С. М. Гаджиева, Н. С. Гордиенко и других исследователей. На Украине недавно вышел труд «Религиозное приспособленчество и атеистическое воспитание», написанный коллективом авторов на основе конкретных социальных исследований. Отмечая значительные результаты изучения вопроса о перестройке религиозных организаций в новых социальных условиях, надо сказать, что предпринимаемые в этом отношении усилия специалистов по атеизму должны быть умножены. |
Специалистами по научному атеизму уже многое сделано для раскрытия характера модернизации религии применительно к современной обстановке. В ряде книг, брошюр, статей анализировался вопрос о том, что меняется в религиозной идеологии и культе под натиском жизни, каковы особенности этого процесса в условиях советского общества. Вместе с тем эта актуальная проблема теории и практики научного атеизма не всегда решается на должном уровне; часть пропагандистов и исследователей атеизма допускает на сей счет упрощения, которые не дают возможности глубоко раскрыть действительную картину дела. |
Г. Л АНДРЕЕВ, В. Е. ЛАДОРЕНКО, Л. П. ПОЛЯКОВА Приспособление религиозной идеологии к условиям социалистического общества особенно ярко проявляется в попытках соединить, «примирить» религиозное мировоззрение с социальным и нравственным учением марксизма. Такие попытки характерны прежде всего для православного духовенства и секты евангельских христиан-баптистов. |
Социальный и научный прогресс оказывает в пашей стране большое влияние па сознание людей, в том числе и на верующих. Величественные успехи науки, производственной и общественной жизни не могут не сказаться па взглядах и представлениях верующих. Проникая в их сознание сквозь призму извращенного религиозного миросозерцания, они тем не менее вносят изменения в образ мыслей, заставляют как-то согласовывать свои взгляды и действия с окружающей обстановкой. |