Из уже упоминавшегося доклада В. Сарычева и других высказываний идеологов современного православия видно, что первоочередным объектом «уточнения», «углубленного исследования» и «раскрытия» (иными словами, модернизации) в богословско-церковных кругах Московской патриархии признан догмат о церкви со всеми вытекающими из него выводами. И в этом нет ничего удивительного. Сами богословы прпзнают, что отсутствие единой трактовки догматического учения о церкви является в настоящее время одним из основных препятствий на пути достижения христианскими церквами «вероучительного единства». «Невозможно пренебречь, — заявил один из руководящих деятелей Московской патриархии, выступая на приеме в честь участников Сессии Исполнительного комитета Всемирного совета церквей, — тем обстоятельством, что именно в экклезиологической области заключены самые радикальные расхождения между конфессиями» |
В неразрывной связи с догматами воскресения и вознесения Иисуса Христа находится христианское учение о страданиях и их месте в жизни человека; «необходимость» и «полезность» страданий для личного спасения обосновывается ссылками именно на эти догматические истипы. Естественно, что отказ идеологов современного православия от ортодоксальной интерпретации основных выводов из догматического учения о воскресении и вознесении должен был повлечь за собой известный пересмотр и некоторых аспектов традиционных взглядов на страдания. И такой пересмотр действительно начался. |
При рассмотрении идеи творения христианские богословы не ограничиваются только выяснением вопроса о том, как возник мир: сотворен ли он «из ничего» или вызван к жизни по> воле бога из вечно существовавшего хаоса? Идеологи христианства включают в понятие творения и все последующее развитие мира, рассматривая это развитие как реализацию определенных целей бога. «Начальный факт чудесной деятельности бога — сотворение мира,— говорится в богословском сочинении священника В. Муратова,— послужил лишь исходным пунктом для дальнейшего развития мировых явлений... Сотворив весь этот внешний мир, бог не оставил его самому себе, но непрестанно промышляет о нем и направляет к достижению благих конечных целей» 1. В основу всех процессов природы, по мнению богословов, была положена некая мистическая, недоступная разуму духовная сила. Материя является лишь внешней оболочкой этой божественной силы, составляющей сущность вещей, источник их движения и развития. Эти взгляды были положены богословами в основу религиозно-телеологического понимания развития природы и объединены под общим названием теории «творческой эволюции». |
Успехи современного научного познания подтвердили правильность фундаментальных положений диалектического материализма о вечности и несотворимости материи, об историческом развитии природы, подчиняющемся объективным, не зависимым ни от чьей воли всеобщим законам. Эти идеи в корне опровергают религиозные догмы о творении мира богом, о промысле бога в мире, о «божественной», духовной сущности природных закономерностей. Не удивительно, что против них и ведется наступление со стороны религиозных идеологов, которые всеми силами вопреки очевидным фактам стремятся доказать, что данные современного естествознания не только не противоречат религии, а, напротив, подтверждают ее основные положения. В этом состоит одно из важнейших направлений модернизации религиозной идеологии, ее приспособления к современной научной картине мира и методам научного мышления. |
Постепенное преодоление религии в ходе социалистического и коммунистического строительства — одна из закономерностей развития советского общества. Активная борьба с религиозной идеологией в процессе социальных преобразований в СССР имеет свою историю, свои этапы, на каждом из которых ставились конкретные задачи, определялись специфические для данного периода формы и методы работы. Непременным условием успешного решения задач атеистического воспитания была и остается постановка его на подлинно научную основу, глубокое знание конкретных форм проявления религии в современных условиях, реальный учет новых тенденций в идеологии и тактике религиозных организаций. |