Л. И. КЛИМОВИЧ В исламе, как и в других наиболее распространенных религиях мира, уже сравнительно давно идет борьба между ортодоксами и сторонниками реформистских, модернистских течений. Эта борьба, происходившая среди последователей ислама в России еще до Великой Октябрьской социалистической революции, продолжается в исламе в новых условиях и формах л в настоящее время. |
Господствующим течением в русской православной церкви после победы Октябрьской революции была тпхо-новщина. Тихоновщина получила свое оформление на поместном соборе русской православной церкви в 1917— 1918 гг. Возглавляемое избранным на этом соборе патриархом Тихоном (Белавиным), это течение в церкви сделало своим знаменем непримиримую борьбу с Советской властью. Само решение собора о восстановлении патриаршества было продиктовано политическими соображениями. Протоиерей (впоследствии митрополит) А. Введенский, наиболее видный представитель церковного обновленчества, писал: «Неизвестно, чем кончилась бы эта бесконечная канитель — восстановить или не восстановить патриаршество, если бы не громы Октябрьской революции. Эти громы прервали мирное течение соборной жизни. Собираясь под выстрелами, члены Собора забывают на свете все, кроме политики и политики. Слепая, бешеная ненависть к большевикам, что потом выльется в анафемах и проклятьях, эта ненависть разрешила то, что не могли никак разрешить соборяне, базируясь на канонах и других, уже более твердых религиозных началах» |
Буржуазная Литва была краем, где религиозность людей была довольно велика. Католическая церковь, а также православие, старообрядчество, иудаизм занимали прочные позиции, держали под своим влиянием значительную часть населения. |
Брестская область — одна из самых сложных в религиозном отношении областей Белоруссии. Среди населения области, особенно сельского, сильно влияние религиозных традиций, поддержанию которых в немалой мере способствует активная деятельность православного, католического духовенства, а также проповедников различных сект: баптистов, пятидесятников, адвентистов. Это объясняется прежде всего историческими особенностями развития Брестщины, в частности тем обстоятельством, что она позже других областей Белоруссии вступила на путь социалистических преобразований. |
Одной из причин слабой действенности атеистической пропаганды, ее узости, несистематичности является острая нехватка на местах подготовленных кадров атеистов. Вот почему обком, горкомы и райкомы партии после июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС и заседания идеологической комиссии Центрального Комитета в ноябре 1963 г. приняли ряд мер к улучшению подготовки кадров атеистов. |