Специфические формы и особенности проявления религиозности в быту русского населения, содержание и роль бытового православия были и раньше предметом научного исследования. Так, в 20-е и 30-е годы проблема бытового православия освещалась советскими учеными (И. Маторпиым, А. Невским)1, а позже затрагивалась и разрабатывалась в трудах этнографов и фольклористов В. И. Чичерова, В. Я. Проппа и др.2 |
Показателем кризиса религиозного мировоззрения является не только уменьшение количества верующих, но и глубокие изменения в самом религиозном сознании. Чем же характеризуется обыденное сознание современных верующих? Что нового в их религиозной психологии? Отвечая на эти вопросы, мы хотим обратить внимание на нравственные представления верующих» |
Изучение религиозности народов, пекогда принявших ислам, приводит к выводу, что между массовым религиозным сознанием людей и вероучением ислама существует значительное различие, особенно проявляющееся в культе святых. |
Социологической лабораторией Орловского педагогического института накоплен некоторый опыт в проведении конкретных исследований религиозных верований колхозного крестьянства.
Настоящая статья посвящается изложению методики и результатов этих исследований. |
Несколько лет назад в церкви евангельских христиан-баптпстов образовалась группа проповедников, которая обвинила Всесоюзный совет евангельских христнан-бап-тистов (ВСЕХБ) в том, что он «разлагает» церковь, «предает» истинную веру, и выступила с требованием (инициативой) скорейшего созыва съезда баптистов. За этой группой закрепилось название «инициативная группа»1. За минувшие годы ее руководители активно и не без некоторого успеха старались перетянуть на свою сторону членов отдельных баптистских общин. В настоящее время раскол баптистской церкви стал фактом: существует хотя и относительно немногочисленная, но активная воинственная группировка, которая не подчиняется Всесоюзному совету ЕХБ. |