В настоящее время даже богословско-церковные круги Московской патриархии не отрицают факта эволюции современного православия, обновления этого религиозного направления. «В противовес ошибочному мнению о том, что русская православная церковь является якобы церковью мертвых традиций, — заявил ответственный сотрудник Московской патриархии на одной из официальных встреч с представителями западных христианских конфессий, — является очевидным, что современная русская православная церковь, живущая в новых, никогда ранее не наблюдавшихся условиях, является вечно обновляющейся церковью, церковью, сохраняющей все богатство прежней церкви, но вместе с тем существенно новой» К |
Хотя в программе «богословского развития», реализуемой адептами современного православия, основной упор сделан на пересмотр тех «догматических истин», по которым у них нет единомыслия с остальными участнинами экуменического движения, такое положение вещей вовсе не означает, что только эти разделы христианского вероучения и являются сейчас объектом модернизации. Судя по выступлениям ответственных сотрудников Московской патриархии и статьям авторитетных богословов, идеологами современного православия задумана и уже стала проводиться в жизнь осторожная, но тем не менее довольно основательная корректировка и других положений христианской догматики, в первую очередь тех, ортодоксальная трактовка которых слишком явно раскрывает антиобщественную и антигуманную сущность христианской идеологии и тем мешает церковникам придавать ей видимость созвучности духовным запросам советских людей. |
Примерно так же обстоит дело и с проблемой «аскетического идеала», ортодоксальная интерпретация которого в силу ее слишком очевидной антигумапности перестала устраивать идеологов современного православия. |
Как явствует из доклада доцента Московской духовной академии В. Сарычева «Задачи русской духовной школы», вслед за пересмотром ортодоксального учения о церкви к пересмотру намечена традиционная для русского православия интерпретация догмата искупления1 2. |
Попытки модернизации религиозно-телеологических представлений о природе находят яркое выражение в так называемой концепции законопослушности природы, наиболее часто встречающейся в современной богословской литературе. |