Показано материалов: 76-80
Отношение к религиозной вере, к церковным традициям и обычаям неодинаково у различных групп жителей с. Олыпан.
Основными носителями религиозных взглядов и хранителями религиозных традиций являются пожилые и среднего возраста женщины, малограмотные и зачастую неграмотные. Они не стесняются открыто высказывать свои религиозные убеждения, восхваляя православие и его традиции. |
Первое исследование религиозности этого типа в послевоенной Чехословакии производилось в 1946—1947 гг. Институтом исследования общественного мнения в Праге. Из этого исследования в нашей анкете было использовано 10 вопросов, чтобы можно было установить, произошли ли за истекший период изменения во взглядах и позиции населения, и если да, то в каком направлении. Хотя основной коллектив обследуемых граждан в обоих исследованиях не был тождественным (нынешнее исследование охватило лишь пятую часть граждан, которые были обследованы в прошлый раз), все же при небольшом уточнении сравнение возможно. |
Вопросы атеистического воспитания занимают большое место в идеологической работе партийных и общественных организаций республики. Состоявшийся в 1963 г. Пленум ЦК Литвы обсудил состояние и меры по улучшению научно-атеистической пропаганды в республике. Это был большой, принципиальный и необходимый разговор. Если раньше эта работа велась лишь эпизодически, главная тяжесть ее ложилась на небольшой коллектив энтузиастов, то ныне обстановка в корне изменилась. В 1962 г. атеистические лекции читало лишь 208 лекторов, работало только 11 советов, Домов и кабинетов научно-атеистической пропаганды, немногочисленные кружки и школы научного атеизма. Сейчас в лекционной пропаганде участвует до 1 тыс. человек, атеистические советы работают во всех 44 сельских районах, 5 городах, много атеистических советов и комиссий действует на местах. Тысячи людей занимаются в кружках и школах научного атеизма. |
Действенность, эффективность атеистической пропаганды в очень большой мере зависят от конкретного и глубокого знания религиозности населения, настроений и взглядов верующих, субъективных и объективных причин их приверженности к религиозным верованиям и традициям. Без этого знания невозможно целенаправленно и дифференцированно организовать атеистическую воспитательную работу среди верующих. Вот почему конкретно-социологические исследования религиозности в том или ином районе, городе, селе, коллективе являются важным звеном системы атеистического воспитания. |
В 1927 г. в с. Олынанах появилась община пятидесятников. Как известно, пятидесятничество является одним из самых активных фанатичных религиозных направлении в сектантстве. В пятидесятничество шли самые забитые, отчаявшиеся в жизни мелкобуржуазные и крестьянские слои населения. В Олыианах, как и в Полесье вообще, была благоприятная почва для возникновения таких сект. Пятидесятничество было той «духовной сивухой», в которой полесский крестьянин пытался найти забвение. Кроме того, в общине пятидесятников существовала своеобразная спайка и взаимопомощь, которая тоже привлекала значительное число верующих. В ней не было тех поборов за совершение религиозных треб и обрядов, какие были в православной церкви. Все это создавало у верующих иллюзию того, что в лице пятидесятничества они нашли «истинную, справедливую» религию, способную не только обеспечить им загробное счастье, но и облегчить земную жизнь. Вот почему количество пятидесятников, пользующихся относительной свободой вероисповедания и инертностью местных священников, стало быстро расти. Их число особенно возросло в 1936— 1937 гг., когда в селе началась борьба между униатами и православными. Численность пятидесятников, по рассказам бывших верующих, достигла тогда 300 крещенных. Некрещенных из семей пятидесятников, посещавших собрания, было около 700 человек. В то время в молитвенном доме вынуждены были перейти на «двухсменное» богослужение, поскольку он не мог одновременно вместить всех желающих. |