Показано материалов: 81-85
А. М. Горький как-то писал: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни». Эта образная мысль очень верно, на наш взгляд, передает гуманистический характер атеистической работы. |
Уже ряд лет в Чехословакии не проводится регистрация граждан согласно их принадлежности к церкви. В анкетах переписи населения не фигурирует пункт вероисповедания. Это — осуществление принципа, согласно которому государство считает религиозность граждан их личным делом. Сведения, которыми мы располагали до проведения социологических исследований, не давали правильной характеристики состояния религиозности населения. В число верующих включались так называемые метрические верующие, т. е. люди, которые давно внутренне отошли от религии, но по каким-либо соображениям или же просто по безразличию не выписались из церкви. С другой стороны, хотя и в виде исключения, некоторые глубоко верующие люди, вероисповедание которых не совпадало с христианством, или же те, которые считались принадлежащими к сектам, не призпаваемым государством, фигурировали в этих списках как находящиеся «вне вероисповедания». |
Под распространением религиозности мы понимаем установление процента верующих к общему числу жителей. В нашем исследовании полностью верующим считался гражданин, который верит в существование бога и одновременно делает для себя из этой веры практические выводы: пытается установить контакт со сверхъестественным миром — молится в домашней обстановке или посещает церкви или молитвенные дома (для удобства эта группа обследованных в таблицах обозначается индексом «В»). |
Система атеистического воспитания включает в себя широкое использование в борьбе с религией всех форм и средств идейного воздействия на людей, как массовых, так и индивидуальных. Усиление индивидуальной работы не означает недооценки массовых атеистических мероприятий. Индивидуально-групповая работа с верующими не исключает, а, наоборот, предполагает ее сочетание с массовыми формами атеистической пропаганды. |
Для разрешения острых противоречий современности необходимо, по Бердяеву, создание универсального, интегрального «нового» христианства, которое, сбросив с себя все устаревшее, ненужное, было бы в состоянии удовлетворить все духовные запросы современного человечества, и прежде всего дать ответ на социальные противоречия наших дней. |