Показано материалов: 141-145
Всемирный совет церквей (ВСЦ) является международным органом современного экуменизма, призванным координировать его деятельность. Первыми членами ВСЦ были 147 религиозных объединений из 44 стран: большинство протестантских церквей, а также отдельные православные церкви, существующие на Западе. II ассамблея ВСЦ состоялась в Эванстоне (США) в 1954 г., III — в Нью-Дели (Индия) в 1961 г., на которой в ВСЦ вступила Русская православная церковь, а также православные церкви Болгарии, Польши и Румынии. IV ассамблея ВСЦ проходила в Упсале (Швеция) в 1968 г. К этому времени число церквей — членов ВСЦ значительно возросло: на ассамблее ВСЦ в Упсале присутствовали делегаты от 232 церквей из 83 стран, представляющие почти все протестантские и православные организации мира. Что касается римско-католической церкви, то она имеет в ВСЦ лишь своих наблюдателей. Хотя в декрете II Ватиканского собора «Об экуменизме» верующие призываются участвовать в экуменическом движении, однако вступление римско-католической церкви в ВСЦ все еще остается проблемой. |
Современное состояние религии отличается от всех предыдущих эпох ее истории глубочайшим и повсеместным кризисом. Этот кризис проявляется в идейном оскудении религии, которое особенно заметно на фоне величайших достижений человеческого разума. Религия перестает быть существенным элементом в экономической, политической и культурной жизни общества. У нее постепенно суживается сфера социального влияния. От ее воздействия освобождаются различные формы общественного сознания — философия, искусство, мораль. Религия вытесняется на периферию общественной жизни. Повсеместно наблюдается общий упадок религиозности населения, постоянное сокращение числа верующих, массовый отход их от церкви, что является красноречивым свидетельством кризисного состояния религии. Религия окончательно утрачивает роль главного регулятора умонастроения и поведения людей. Она неуклонно деградирует и вырождается. |
Любая религия обусловлена обстоятельствами времени и места, определяется естественными причинами своего существования. Ее истоки находятся, по словам К. Маркса, не на небе, а на земле. Она изменяется под влиянием сдвигов социально-экономического, политического, культурного и научного характера. Ломка старых теорий и былых традиций неизбежна, если они потеряли прежнюю питательную почву. Поэтому с каждой новой исторической эпохой религия меняла свой лик. «Даже самый последовательный христианин,— писал Ф. Энгельс,— не может вполне эмансипироваться от условий нашего времени; время принуждает его вносить изменения в христианство» *. Мировосприятие верующих зависит от усвоенных традиций и условий, в которых они живут. Эти условия постоянно меняются, поэтому в религиозном комплексе неизбежны нововведения. Такого рода изменения религии совершаются стихийно и закономерно в сознании и поступках всей массы верующих. |
Приспособление религии, т. е. многообразные формы ее обоснования и защиты, сводится к двум основным видам — консерватизму (ортодоксии) и модернизму. Для богословского консерватизма характерно осторожное отношение к намечающимся переменам в религии и церкви, он тяготеет к традиционным формам вероучения, обрядности и церковной жизни. При этом консерватизм не отрицает необходимости корректирования и перестройки религиозных структур, когда это вызвано потребностями изменившейся обстановки, но осуществляет эти перемены средствами старыми, надежными, уже испытанными историей и опытом церкви. Приверженцы консерватизма выжидают, не хотят рисковать, при надобности обращаются к прошлому и не любят экспериментировать в настоящем. Впрочем, многое из того, что теперь консерваторы считают устойчивым, традиционным, ортодоксальным, было когда-то модернистским и даже еретическим. Одна из закономерностей исторического развития религии такова, что все ее важнейшие идеи приходят в мир вначале как ереси, а затем становятся догмами. Поэтому в известном смысле можно сказать, что консерватизм есть вчерашний модернизм. Церковная ортодоксия есть не что иное, как приспособление религии, опрокинутое в прошлое. |
Что же такое атеизм и в чем его сущность? В переводе с греческого языка слово «атеизм» означает «безбожие» (а — отрицание, theos — бог). Однако это этимологическое значение слова не раскрывает полного объема и глубины содержания самого понятия. Атеизм является частью мировоззрения. Мировоззрение же представляет собой систему взглядов на мир в целом. Оно может быть стихийным или сознательным. Отсюда и атеизм как составная часть мировоззрения тоже может быть стихийным или сознательным. В основе стихийного атеизма лежит житейский опыт человека. Сама жизнь убеждает его в том, что нет бога, нет сверхъестественных сил, что он сам хозяин своей судьбы. Однако стихийный атеизм не располагает системой взглядов, обладающих глубокой аргументацией. Стихийный атеист не верит в бога, в сверхъестественные силы, но он не может научно объяснить то или иное явление, особенно опровергнуть богословские измышления. |