Русская прогрессивная литература XIX в. смело вступала в борьбу с самодержавием, церковью, с ее религиозной идеологией. Писатели высмеивали духовенство, разоблачали союз трона и алтаря, осуждали предрассудки и суеверия. Многие произведения крупнейших художников слова носили антиклерикальный и атеистический характер. |
Б. ПАЛЬВАНОВА (Ашхабад) У туркмен, исповедовавших, как и другие народы Средней Азии, ислам, положение женщин в дореволюционный период определялось Кораном, шариатом (мусульманским правом) и адатом (обычным правом). |
Позиция православной церкви по отношению к Октябрьской революции, нашедшая свое выражение в деятельности Поместного собора русской православной церкви, логически вытекала из всей предшествующей политики церкви, которая на протяжении многих столетий была в стране привилегированным государственным институтом. Главной задачей Собора явилась борьба с пролетарской революцией. |
Р. Т. РАШКОВА (Ленинград) Политика «протянутой руки» выражает принципиальное отношение Коммунистической партии Франции к верующим трудящимся. Она была провозглашена в 1936 г., в памятную эпоху Народного фронта, когда коммунисты добились объединения всех прогрессивных сил страны для борьбы против фашизма. В своем постоянном стремлении добиться единства французского народа коммунисты 17 апреля 1936 г. обратились по парижскому радио к трудящимся-католикам с призывом присоединиться к Народному фронту труда, свободы и мира, к борьбе коммунистов против фашизма и реакции: «Мы протягиваем тебе руку, католик,— рабочий ли ты, служащий, ремесленник или крестьянин, мы, атеисты, потому что ты — наш брат и тебя одолевают те же заботы, что и нас»2. |
(по страницам органов Союза атеистов и свободомыслящих Польши «Аргументы» и «Факты и мысли») И. Д. ЭЛЬВИН Важную роль в научно-атеистической пропаганде в Польской Народной Республике играют еженедельник «Аргументы» (Варшава) и двухнедельник «Факты и мысли» (Быдгощ) — органы Общества атеистов и свободомыслящих Польши. Возникшие в конце 1957 и в начале 1958 г. в ответ па активизацию наиболее реакционных кругов католического духовенства, эти журналы, общий тираж которых превышает 80 тыс., вооружают атеистов народной Польши материалами, прямо или косвенно связанными с проблематикой антирелигиозной пропаганды. Журналы рассчитаны на широкий круг польской общественности и на всех тех, кто проявляет живой интерес к проблемам истории и общественной роли религии. |