Прежде всего отметим существенное отличие в характере и мотивах религиозности, которое имеется между контингентами довоенных и послевоенных членов церкви ЕХБ. Так, например, на территории Воронежской области 60% состава общин ЕХБ приходится на лиц, вступивших в общины в 1941 —1963 гг. Это пополнение приходится преимущественно на 1945—1955 гг. и в своем большинстве состоит из людей, выбитых обстоятельствами военного времени из привычных семейных, территориальных н общественных связей, потерявших самих себя в жизненных крушениях и утратах. |
В расколе, о котором идет речь, проявились и достигли крайнего выражения внутренние противоречия церкви ЕХБ. В конечном счете они обусловлены тем, что в нашем обществе все церкви носят пережиточный характер. Проповедуемая ими религиозная концепция человека* общества, морали противоречит реальным социальным отношениям, господствующим в нашей стране, научно-материалистической идеологии и культуре, повседневному опыту, мироощущению, самому психологическому складу подавляющего большинства советских людей. Поэтому по мере успехов строительства коммунизма и коммунистического воспитания социальная сфера распространения религиозных идей все время сужается. Сумерки богов становятся все более беспросветными. |
Руководители «инициативной группы» не скрывают, что речь идет не просто об очередных перестановках в баптистской иерархии, а об их стремлении изменить социальный облик баптистской церкви, пересмотреть содержание и методы ее деятельности. Исходя из буржуазного понимания свободы совести как религиозной свободы, исключающей свободу атеизма, они выдвигают требование самой широкой пропаганды религии среди всех слоев населения и создания различных религиозных организаций и союзов. «Мы должны добиваться такой свободы,— заявил один из идеологов группы,— чтобы можно было собираться где угодно и как угодно, создавать молодежные хоры, струнные оркестры, беспрепятственно приводить на молитвенные собрания детей и обучать их религии». |
Г. А. ГАБИНСКИЙ (Орел) Имманентная критика — это опровержение какой-либо концепции посредством раскрытия ее непоследовательности, т. е. ее внутренних противоречий. При этом происходит сознательная или интуитивная оценка критикуемой системы с точки зрения логики. |
Проблема типизации изучаемых объектов всегда занимала большое место в различных отраслях научного знания. Важна она и при изучении религии и религиозного сознания. Выделение отдельных типов религиозных объединений (как и вообще всех компонентов религиозной жизни), их классификация позволяют охватить все элементы изучаемого явления, найти связь между ними, точнее установить реальные различия, а следовательно, подойти более дифференцированно к атеистическому воспитанию. |