Показано материалов: 286-290
Несмотря на развитие массового атеизма в нашей стране, часть населения еще находится под влиянием религиозных предрассудков. Эти предрассудки будут постепенно преодолеваться под влиянием коммунистического строительства и социалистического образа жизни, роста культуры, образования, сознательности, внутренней зрелости трудящихся, при возрастающей роли идейно-воспитательной работы в массах. |
Одним из важнейших достижений марксистского атеизма является научное объяснение социальных корней религии. Классики марксизма-ленинизма показали, что религия неизбежно порождается в условиях классово антагонистического общества. Существование частной собственности, стихийность социального процесса, экономическое, политическое, духовное угнетение трудящихся, бессилие перед слепыми силами общественного развития — вот те причины, которые вызывают к жизни религиозный дурман в условиях антагонистических формаций. |
Религия в условиях социализма находится в состоянии глубокого кризиса. Все более быстрыми темпами идет процесс секуляризации. Невелик процент верующих среди интеллигенции и рабочих, большая часть колхозного крестьянства также свободна от влияния религии. Абсолютное большинство религиозных людей составляют лица старше 50 лет. Ограничены возможности воспроизводства религии в новых поколениях. |
Сохранение религиозности различных групп населения в социалистическом обществе обусловливается не какой-либо одной причиной или условием, а целым комплексом факторов. Объяснение существования религиозности возможно только в том случае, если анализируется весь комплекс причин и условий. При этом следует подчеркнуть, что в тех или иных конкретных случаях на первый план могут выступать различные причины, связанные с действием объективного или субъективного фактора. |
Свобода совести в широком смысле слова означает свободу понимать окружающую действительность и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями. Длительное время в эксплуататорском обществе мировоззренческие позиции и моральные нормы определяла религия. Первые удары, которые атеизм нанес религии в прошлом, пошатнули ее авторитет в мировоззренческих вопросах и вызвали сомнения в ее праве диктовать эти нормы. В связи с этим появляется более узкое понимание свободы совести как свободы определять свое отношение к окружающему миру, не считаясь с авторитетом религии, а также свободы в вопросе об отношении к религиозной вере. |