Показано материалов: 316-320
История общественной мысли и современная картина идеологической борьбы в обществе свидетельствуют о постоянной и глубокой связи атеистических воззрений с естественнонаучными знаниями. |
Выводы относительно атеистического значения развития естественнонаучных знаний, сделанные классиками марксизма, получили всестороннее подтверждение в наше время. Развитие естествознания в XX в. доставило новый материал, обогащающий атеистическое понимание природы и человека. Успехи физики, химии, астрономии подтвердили идею бесконечности мира, ленинское положение о неисчерпаемости электрона и вообще о неисчерпаемости элементарных частиц. Если в начале XX в. была известна всего лишь одна такая частица — электрон, то в настоящее время общее число известных науке видов элементарных частиц исчисляется сотнями. |
Попытки современных теологов использовать естествознание в своих целях имеют некоторые особенности по сравнению с традиционной линией. Прежде всего современное богословие с помощью естественнонаучных данных пытается защищать уже не конкретные библейские представления о мире и месте человека в нем, но модернизированные, получившие более общее и абстрактное выражение идеи религиозного миропонимания. То, что модернизация толкования догм неизбежна для создания видимости согласования религии с естествознанием, было понято еще в конце прошлого — начале нашего века теологами различных христианских течений. Была высказана мысль, что библейские дни творения следует понимать как длительные эпохи, насчитывающие миллионы или даже миллиарды лет. Это должно было, по мнению теологов, устранить разногласия науки и Библии по вопросу о сроках существования Вселенной. |
Религия, возникнув в первобытные времена, отразила самые темные и невежественные представления наших далеких предков о самих себе и об окружающей их действительности. В процессе развития и изменения общественной жизни религия включала в свой арсенал господствующие общественные идеи, объявляя их божественным установлением. Современные религии сохранили запас тех социальных воззрений, которые были унаследованы от прежних времен. Они освятили именем бога незыблемость экономических и политических основ эксплуататорского строя, его социальных институтов и нравственных принципов. Что же касается пересмотра религиозных социальных доктрин в наши дни, то он диктуется прежде всего интересами тех сил, которые стремятся увековечить полностью изжившие себя формы экономического, политического и идеологического господства. |
Свои социальные доктрины различные церкви стремятся изобразить в качестве надклассовых учений, соответствующих всем историческим эпохам. Эти доктрины содержат будто бы точные оценки и правильные предписания об отношении общества к человеку и человека к обществу во все времена, для всех народов и государств. В подобных утверждениях нет ни грана истины. Основоположники марксизма со всей убедительностью доказали, что общественные теории всегда непосредственно связаны с классовыми интересами. Беспристрастных социальных доктрин не существует. Это целиком и полностью относится и к религиозным социальным учениям. В средние века религия отстаивала феодализм, в наше время — служит интересам буржуазии. «Социальные принципы христианства, — писал Маркс,— оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата». |