Показано материалов: 416-420
Являясь одной из форм общественного сознания, религия находится в прямой зависимости от общественного бытия. А отсюда следует, что она может играть различную роль в зависимости от того, в каком обществе она существует. Если в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, она выступает как идеологическое орудие эксплуататорских классов, увековечивая угнетение человека человеком, защищая устои несправедливого общественного строя, то, естественно, в социалистическом обществе функции религии становятся иными. Она не служит каким-то определенным классам. И хотя ее живучесть обусловливается целым рядом гносеологических, социальных, эмоционально психологических факторов, поддерживается активной деятельностью религиозных проповедников, проникаю* щей к нам извне буржуазной пропагандой, в целом религия существует в нашей стране как пережиток прошлого в сознании людей. |
Идеи коммунизма прочно завоевывают умы людей, привлекают к себе внимание не только неверующих, но и верующих. 50 лет замечательных побед нашего государства, вооруженного идеями коммунизма, показали всему миру, что именно коммунизм является учением, которое ведет народ к подлинному счастью, доступному всем трудящимся. |
Научное, материалистическое понимание истории не оставляет места для идеалистических концепций. Оно неопровержимо доказывает, что идеи, нравственные принципы, политическая борьба и т. д.— все это обусловлено экономическим строем общества, его способом производства. Изменения в способе производства неизбежно ведут к изменениям в социальных отношениях, в общественной идеологии и психологии. Отсюда закономерно следует, что коренным образом перестроить отношения между людьми можно лишь путем изменения экономического и политического строя общества. До тех же пор, пока, например, общество основано на принципе частной собственности, неизбежно угнетение одним классом другого, неизбежны эксплуатация, войны, нищета. В этих условиях всякого рода призывы к любви и справедливости, сколь искренними они ни были бы, останутся благими пожеланиями, мешающими людям разглядеть правильный путь к счастливой жизни. |
Характерная черта религиозного понимания общества: оно оправдывает социальное зло, конкретноисторические формы экономического и политического закабаления трудящихся. Многие примеры на этот счет были приведены раньше, о некоторых мы еще скажем. |
«Священное писание» создавалось в то время, когда господствующим был рабовладельческий строй. И эти порядки признаются в Библии единственно нормальными и естественными. В лучшем случае Библия призывает не слишком жестоко обращаться с рабами: для того чтобы работать, раб должен жить. Но раб должен оставаться рабом. Это главное. Больше того, на многих страницах «священное писание» специально подчеркивает, что социальное неравенство полностью соответствует воле бога. |