Показано материалов: 886-890
Углубление научных знаний и запросы практики вели к появлению новых научных дисциплин, созданию новых институтов. Скромные лаборатории разрастались до уровня самостоятельных научных учреждений. В рамках институтов и вузов заново создавались лаборатории и кафедры, которым суждено было в недалеком будущем существенным образом повлиять на развитие науки. |
Яркой страницей в истории советской науки тех лет стало широкое распространение марксизма, проникновение метода диалектического материализма во все сферы научного познания, успехи марксистской мысли в развитии общественных наук. |
Рост молодой советской литературы шел под знаком борьбы Коммунистической партии за утверждение революционных традиций, за укрепление подлинно реалистических принципов. Эти принципы приходилось отстаивать в острой идейной борьбе с буржуазными влияниями, с различного рода направлениями и группировками формалистически-эстетского порядка. Среди писателей были открытые сторонники буржуазной идеологии (например, Е. Замятин, С. Клычков). Активно выступали защитники антинародной идеи «искусства для искусства», певцы упадка, плакальщики по ушедшему, проповедники формалистических тенденций. В литературу проникали буржуазно-националистические и сменовеховские взгляды. |
В. И. Ленин видел в кино одно из важнейших средств просвещения и воспитания масс. Ленинские директивы Наркомпросу по вопросам кинодела (январь 1922 г.) определили основные задачи советского кино, подчеркнули необходимость контроля за содержанием выпускаемых кинофильмов, требовали особого внимания к организации «кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна». |
Определяющую роль в освоении революционной темы в живописи сыграла Ассоциация художников революционной России — АХРР (1922 г.). В состав АХРР вошли и признанные мастера-реалисты старшего поколения — Н. А. Касаткин, С. В. Малютин, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, К. Ф. Юон, а также молодежь — Б. В. Иогансон, М. И. Авилов, В. В. Крайнев и др. В своей декларации АХРР призывала к ориентации на передовые традиции, к отображению советской действительности как главной задачи искусства. На выставках АХРР в 1922, 1923 и 1924/25 гг. появились тематические картины: «Заседание сельской ячейки» Е. Ченцова, «Транспорт налаживается» Б. Яковлева, «Первый лозунг» Н. Терпсихорова и др. |