Показано материалов: 2231-2235
Т. Г. Шевченко как деятель освободительного движения В секретном докладе шефа жандармов А. Ф. Орлова (о раскрытом на Украине тайном обществе) о Тарасе Шевченко было сказано так: «...по возмутительному духу и дерзости, выходящей из всяких пределов, он должен быть признаваем одним из важных преступников». Нельзя отказать жандармам в наблюдательности. Действительно, Шевченко резко выделялся среди других украинских общественных деятелей того времени. Выходец из самой гущи крепостного крестьянства и сам познавший в юности весь ужас подневольного бесправного существования, он страстно ненавидел феодальный строй. Устами одного из героев повести «Варнак» он так отзывался о термине «крепостной»: «Горькое проклятое слово! И день тот проклят, в который я его услышал в первый раз!» |
Движение горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля в 19 веке Религиозную оболочку, в частности, приобрело с середины 20-х годов XIX в. антиколониальное и антифеодальное движение в Чечне и Горном Дагестане. Примерно с 1824 г. здесь стало распространяться религиозное учение — мюридизм. Смысл этого учения состоял в соединении идеи духовного самосовершенствования с идеей «газавата» или «священной войны против неверных» (т. е. не-мусульман). В его кавказском варианте мюридизм провозглашал, что главный путь к сближению с богом лежит для каждого «искателя истины» («мюрида») через последовательное выполнение заветов «газавата». |
Выступления против колониального режима в Грузии в первой трети XIX века Большим своеобразием отличалась освободительная борьба народов Кавказа. Формы и характер ее изменялись в зависимости от уровня социально-экономического развития населения той или иной области, условий присоединения ее к России, внешнеполитических обстоятельств. |
Народные движения в восточных районах России в 19 веке Массовое движение в Поволжье и Приуралье Самой характерной чертой массового движения в Поволжье и Приуралье было совместное участие в освободительной борьбе крестьян и рабочих разных национальностей и вероисповеданий. Так, в волнениях, происходивших в 1807 г. в Са-рапульском уезде, участвовали удмуртские и русские крестьяне. Они вместе протестовали против насильственной приписки их к Камским казенным заводам. До 3 тыс. человек собралось однажды в волостном центре — селе Юськи — под предводительством удмурта Исая Афанасьева. /«Пусть хоть головы рубят, а работать на заводах не будем!» — заявили крестьяне прибывшему из Вятки губернатору. |
Антиколониальные движения в 30-40-х годов 19 века в Казахстане Несколько иной была обстановка, в которой развертывалось освободительное движение в Казахстане. Русские крестьяне стали переселяться в зауральские степи позднее. Кочевники-казахи по-прежнему занимались скотоводством и оседлых поселений не имели. Переход их султанов и ханов в подданство царской России почти ничего по изменил в общественном быту и хозяйственной деятельности широких масс населения Младшего и Среднего Жузов. Поэтому и народные движения в Казахстане были направлены преимущественно против местных феодалов. С царскими войсками казахи вступали в борьбу лишь в тех случаях, корда те предпринимали карательные экспедиции для наказания вышедших из повиновения подвластных какого-нибудь хана или султана. |