Искусство — это прежде всего мир художественных образов — живых и наглядных картин действительности, пробуждающих активную работу нашего воображения. Так, читая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», мы зримо представляем себе Онегина, Татьяну, Ленского, Ольгу, воображаем также обстановку, в которой они живут и действуют, следим за всеми-событиями их жизни, вживаемся в их внутренний мир. Воображение, т. е. способность представлять предмет своей мысли в ярких образах и живых картинах,— важнейший составной элемент художественной деятельности. Высоко развитое воображение необходимо не только создателям художественных произведений, но и тем, кому эти произведения предназначены, ибо восприятие искусства (чтение романа, просмотр кинофильма и т. д.) — это тоже своего рода творчество. |
Общие свойства художественной литературы всякий раз находят конкретное воплощение в отдельных литературно-художественных произведениях: в романах, повестях, драмах, поэмах, стихотворениях и т. п. Художественное произведение и есть. та. эстетическая реальность, которую непосредственно воспринимает читатель. Чтобы судить, например, о творчестве А. С. Пушкина, надо сначала прочитать «Повести Белкина», «Дубровского», «Капитанскую дочку», «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Полтаву», «Памятник» и другие создания великого поэта. Любое из этих произведений имеет свои неповторимые черты и особенности, но вместе с тем в каждом из них есть и нечто общее для всего творчества Пушкина и, кроме того, еще более общие свойства, присущие литературе в целом. |
С понятием классовости литературного творчества тесно связано понятие партийности литературы. Партийность творчества писателей заключается в осознанной и активной защите ими жизненных и политических интересов определенных общественных классов, социальных групп и политических партий. Партийность литературы возникает на высшем этапе классовой борьбы, когда во главе общественных классов становятся политические партии, которые направляют борьбу этих классов за господствующее положение в обществе. Поскольку литература выступает важным фактором общественно-классовой борьбы, политические партии стремятся использовать литературное творчество как средство пропаганды своей идеологии и своей политики, В свою очередь писатели становятся на сторону той или иной политической партии и их творчество приобретает партийный характер. |
Стиль произведений писателя во многом зависит от художественного метода, которым они созданы. Например, рассказ М. Горького «Дед Архип и Ленька» резко отличается и по содержанию и по форме от рассказа этого же автора «Макар Чудра». |
Вопрос об идейности художественного творчества наиважнейший в теории литературы, ибо идея, по справедливому замечанию В. Г. Короленко, является душой художественного произведения. М. Е. Салтыков-Щедрин так определял значение идейности в художественном творчестве: «Без ясно осознанной идеи художественное произведение является сбродом случайностей»;. Л. Н. Толстой говорил: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль». Идейность не прихоть художника, а органическое свойство искусства, без чего оно перестает быть искусством. Подлинный творец не копирует жизнь, а дает ее осмысленно-обобщенный образ; художник, по крылатому выражению Белинского, мыслит образами. Художественный образ всегда проникнут авторским отношением к жизни, в нем заключено не только знание писателя о жизни, но и его личные убеждения, идеалы, симпатии, антипатии, пристрастия и оценки. |