Показано материалов: 3166-3170
В чем же заключаются зачатки религии? Дело началось с того, что постепенно древний человек начал наделять реальные предметы не только не присущими им качествами, но и сверхъестественными свойствами. В каждом предмете или явлении природы он начал усматривать фантастические силы, от которых, казалось ему, зависела его жизнь, удача или неудача на охоте и т. д. |
Как первобытный человек познавал природу? На самых этапах развития в, представлениях человека о природе было много верного! Первобытный человек был хорошим охотником и прекрасно разбирался в повадках животных. Он знал, плоды каких растений полезны для него. Изготовляя орудия труда, он познавал свойства и качества различных материалов. Однако низкий уровень общественной практики первобытного человека, слабость орудий труда, сравнительная бедность его опыта обусловливали также и то, что в представлениях древнего человека об окружающем его мире было много неверного и искаженного. |
Наука накопила огромный материал, позволяющий выделять следующие наиболее характерные для первобытного общества виды религии: |
Религия не дар божий, что она возникла в силу определенных причин, естественного, а не божественного порядка. Она результат осознания человеком своего бессилия. «Страх создал богов» — это положение, выдвинутое материалистами прошлого, находит все новые подтверждения. Осознание человеком своего бессилия происходило в неправильной, искаженной форме. Если бы человек хорошо понимал, что ему по силам, а чего он сделать не может, у него было бы правильное представление и о себе самом и об окружающей природе. Но страх перед могущественной природой искажал его представления о ней. Да и знал человек окружающий его мир очень плохо, невежество его было почти полным. Вместо знания работала фантазия, воображение, возбуждаемое страхом и бессилием. |
Мы уже говорили о погребении неандертальского юноши в Ле Мустье. В 1938 году советский археолог А. П. Окладников в гроте Тешик-Таш также обнаружил довольно хорошо сохранившееся погребение неандертальского мальчика. Кости лежали в небольшом углублении. Вокруг черепа острыми концами вниз были воткнуты козлиные рога, образуя вокруг головы своеобразную ограду. Вблизи от могилы А. П. Окладников обнаружил также следы костра, который, судя по тонкому слою золы, горел очень непродолжительное время. Вполне возможно, что это был ритуальный костер, непосредственно связанный с погребением. Особенностью обоих этих погребений было то, что скелеты лежали в положении, напоминающем позу спящего человека: на боку, со слегка подогнутыми коленями. По-видимому, руки и ноги покойника при погребении привязывались к телу. Такой способ захоронения встречался в близкое нам время у наиболее отсталых племен. Примерно так хоронили своих покойников папуасы Новой Гвинеи: они связывали ему руки и ноги, считая, что это не позволит мертвому вернуться и нанести вред сородичам. |