Показано материалов: 3686-3690
«Трагический лик» истории. Горизонты экзистенциальной «истории действия» Центральная тема философии экзистенциализма — трагедия человеческого существования. Сторонники этого направления увидели в истории процесс нарастающего отчуждения, подавленности человека условиями его бытия, заговорили о неискоренимости этого феномена. Отчуждение оказывается извечным спутником человека и человечества. Трагизм экзистенциального миропонимания — плод осмысления событий нашего столетия, отмеченного потрясениями двух мировых войн, произволом тоталитаризма и попранием достоинства личности, существованием многообразных форм отчуждения в отличных друг от друга социально-экономических организмах, угрозой ядерного и экологического апокалипсиса. Экзистенциалисты выступили с резким протестом против общечеловеческих форм отчуждения, попытались найти романтические рецепты избавления человека от их всепроникающего влияния. |
Смысл истории как философско-мировоззренческая проблема Человек постоянно стремится сделать осмысленным свое существование в природно-космическом универсуме и истории. Понять себя ему дано лишь через отнесение к единству мироздания, культурной традиции. Собственные возможности он соизмеряет с альтернативами, открывающимися в пространстве истории, а потому не может не стремиться к ее целостному постижению и видению в ценностном измерении. Охватить историю взглядом, понять ее направленность и гуманистическое содержание — задача, которая не перестает тревожить человека. Она никогда не может быть решена до конца: пульсация событий современной жизни, возможности грядущего постоянно трансформируют горизонт постижения исторического прошлого. К тому же смысл истории предстает всегда неоднозначным, вырисовывается через полемический диалог с другими людьми. Тем важнее отыскать общность позиций, найти взаимопонимание с партнером по диалогу, даже если он придерживается иного мировоззрения, от этого в наши дни зависит будущее человечества. С позиций нового мышления историю следует рассматривать в перспективе общечеловеческих ценностей. Это позволяет выявить те здравые моменты, которые содержатся в альтернативных воззрениях на ее смысл, разработать приемлемые для многих людей доброй воли основания для разре |
Ностальгия по «экуменическому» видению истории Даже у теоретиков, которым весьма созвучен строп шпенглерианскнх рассуждений, возникают серьезные затруднения, связанные с необходимостью привести к определенному общему знаменателю разрозненные, разобщенные в пространстве и времени локальные цивилизации. А. Дж. Тойнби известен как философ и историк, воззрения которого знаменуют попытку примирения концепции локальных цивилизаций с идеей единства человеческой истории. Тому свидетельством целостная эволюция его взглядов, тяготеющая, по мнению К. Вайнтраута, к своеобразному «экуменическому», единому охвату событий всемирной истории. |
Неопротестантизм о «драме истории» Обращение к проблеме смысла истории составляет одну из наиболее существенных черт философско-теологических концепций неопротестантизма нашего столетия. Этим они во многом отличаются но своему содержанию от классического идейного наследия эпохи Реформации, представленного в сочинениях М. Лютера и Ж. Кальвина. В отличие от приверженцев неотомизма протестантские авторы гораздо свободнее в выборе философских средств для защиты собственной версии религиозного понимания смысла истории. В концепциях неопротестантизма христианское видение истории сочетается с достаточно произвольными заимствованиями у различных теоретиков западной философско-исторической мысли. И все же искания приверженцев этого направления приводят их в итоге к модели трактовки смысла истории, во многом схожей с той, что создана «понимающей» историософией неотомизма. Родство появляется не только благодаря заимствованиям у светской западной мысли, но и в силу общности задачи, сводящейся к оправданию необходимости существования абсолютного надысторического ориентира для придания осмысленности земным деяниям современного человека, живущего в атмосфере трагических противоречий. |
Неопозитивизм: в полемике с историзмом Панорама различных вариантов «критики исторического разума» была бы, разумеется, неполна без такого характерного звена как англо-американская аналитическая философия истории, развивающаяся в русле различных модификаций неопозитивистского мировоззрения. Именно в границах этого философского направления в наиболее радикальной форме высказывается скепсис по поводу способности исторического разума судить о целостности истории и строить глобальные прогнозы будущего. В устах его представителей, переводящих проблему смысла истории в русло детального методологического анализа, обретает плоть и кровь тот дух антиутопического мышления, который выражает квинтэссенцию направленности пост классической философии истории. |