Показано материалов: 66-70
Эстетика и драматургия Вольтера
Общие противоречия мировоззрения Вольтера нашли отражение и в его эстетике. Вольтер колеблется между свободой чувства и рационалистической системой норм прекрасного. С одной стороны, он признает относительность представлений о красоте, с другой — убежден, что существуют общие для всех времен и народов незыблемые правила хорошего вкуса, как существуют правила математики. Историческое многообразие художественных форм и общие законы искусства выступают у Вольтера в неразрешимом противоречии. |
Вольтер как историк
С социально-политическими интересами Вольтера тесно связаны его исторические труды («Век Людовика XIV» (1751), «Опыт о нравах и духе народов», «История России в царствование Петра Великого» (1759—1763) и др.), явившиеся важной вехой в развитии европейской историографии. |
Мировозрение Вольтера
На формирование философских взглядов Вольтера большое влияние оказало английское материалистическое учение, с которым Вольтер познакомился во время своего пребывания в Англии. Вслед за Локком Вольтер решительно отвергает теорию врожденных идей Декарта и утверждает, что единственным источником нашего познания является опыт. Он готов признать, что мы мыслим мозгом так же, как ходим ногами, и то, что мы называем душой, есть не что иное как совокупность способностей чувствовать, воспринимать, понимать и мыслить. И все же последовательным материалистом Вольтер никогда не был. Его мысль натыкается на ряд противоречий, недоуменных вопросов, на которые не может дать ему ответы механический материализм XVIII века, не знающий идеи развития. Мозг мыслит, рассуждает Вольтер, а вот скала не мыслит, стало быть способность мыслить не есть свойство материи, присущее ей изначально. Тогда откуда оно берется? И чтобы ответить на этот вопрос, Вольтер прибегает к идее бога — первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. Такое философское учение носит название деизма. |
Вольтер. Биография и обзор творчества (1694-1778)
XVIII век недаром часто называют веком Вольтера. Все основные идейные и художественные течения французского, а может быть и всего европейского Просвещения как бы сконцентрировались в творчестве Вольтера. Порт и драматург, сатирик и прозаик, историк, публицист и философ, он оказал мощное влияние навею духовную жизнь Европы XVIII столетия, ввел в ее умственный обиход множество новых идей, понятий, художественных форм. Развернувшееся к середине XVIII века просветительское движение было многим обязано Вольтеру. Младшее поколение просветителей видело в нем своего учителя, воспитателя и вождя. «Все возвышенные умы,— писал А. С. Пушкин,— следуют за Вольтером. Задумчивый Руссо провозглашает себя его учеником, пылкий Дидерот есть самый ревностный из его апостолов». |
Шарль-Луи Монтескье. Биография и обзор творчества (1689-1755)
Знаменитый французский философ и писатель Шарль-Луи Монтескье, виднейший представитель раннего этапа эпохи Просвещения, принадлежит к плеяде великих людей, которые, по выражению Энгельса, просветили французские головы для приближавшейся революции выступали против феодально-аристократической и католической реакции. Он внес большой вклад не только в национальную, но и в мировую культуру, оказал значительное влияние на формирование свободолюбивых и прогрессивных идей. |