Показано материалов: 306-310
Свое дальнейшее развитие атеистическая мысль человечества получила в марксистско-ленинском атеизме, не только вобравшем в себя наиболее прогрессивные традиции прошлого, но и поставившем теорию и практику научного атеизма на высшую ступень. |
Маркс и Энгельс рассматривали религию как сложное и многостороннее социальное явление, связанное с различными сферами общественной жизни. Слабость буржуазного атеизма, его ограниченность они видели в том, что он был не способен вскрыть социальную сущность религии. В работе «К критике гегелевской философии права. Введение» К. Маркс выявил земную основу религии, показал, что она не имеет самостоятельной, оторванной от земных источников истории развития. Истоки религии надо искать не на небе, а на земле. «...Человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек-— не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир... Борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия». |
Новая эпоха — эпоха социалистической революции и перехода от капитализма к социализму, в которую жил и творил Ленин, потребовала дальнейшего развития марксистской теории научного атеизма. В новых исторических условиях Ленин творчески развил марксистское учение о религии, ее социальных и гносеологических корнях, о роли религиозных организаций в эпоху империализма и революции, дал развернутую критику утонченных форм религии, попыток ее обновить и подчистить. В таких его работах, как «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии», «Классы и партии в их отношении к религии и церкви», «Материализм и эмпириокритицизм», «О значении воинствующего материализма», были четко определены принципы политики партии по отношению к религии, разработана научная программа атеистического воспитания трудящихся масс. |
Нынешний этап идеологической борьбы, в котором активное участие принимает церковь, характеризуется изощренной критикой марксистско-ленинского мировоззрения, образа жизни и общественных отношений в социалистическом обществе, фальсификацией социально-политических аспектов социалистического и коммунистического строительства, в том числе теории и практики научного атеизма. Сплошь и рядом религия и церковь используются в планах антикоммунизма. При этом антикоммунистическое содержание деятельности западных религиозных центров тщательно маскируется. Верующим настойчиво внушается, будто церковь независима от капиталистических монополий. |
Западная религиозная пропаганда главное внимание сосредоточивает на искажении гарантированного советским гражданам права свободы совести, на фальсификации положения религии и церкви, на критике теории научного атеизма, извращении практики атеистического воспитания в СССР и других странах социализма. |