Показано материалов: 266-270
Научная разработка проблем атеизма и критики религии на основе конкретно-социологических и других исследований ведется в республике институтами философии и права, искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, кафедрами общественных наук Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина, Гродненского университета, Минского педагогического института, других высших учебных заведений, партийными работниками. ЦК Компартии Белоруссии, придавая большое значение общественным наукам как фактору теоретического осмысливания социальных процессов, неуклонно повышает их роль и в формировании марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся. На научной разработке проблем атеизма и научной критики религии положительно сказалась общая тенденция крепнущей связи теоретического и прикладного познания в идейном воспитании трудящихся республики. |
Выше уже отмечалось, что перестройка идейно-воспитательной работы, политической пропаганды и агитации в нашей стране осуществляется по мере углубления преобразований в экономической, социально-политической, духовной, бытовой сферах общества. Чем величественнее задачи, встающие перед страной, тем больший размах получает идеологическая работа. В середине 60-х годов существенные коррективы были внесены в республике не только в пропаганду марксистско-ленинской теории, но и в организацию научно-атеистической работы. |
Формирование у трудящихся масс научного мировоззрения наша партия всегда считала одной из главных своих задач, ведущим, определяющим направлением в системе идейно-воспитательной работы. На II съезде партии, говоря об отношении к учащейся молодежи, В. И. Ленин подчеркивал, что марксисты ставят «главной целью выработку цельного революционного миросозерцания...». |
XXVI съезд КПСС, определивший главные направления дальнейшего развития нашей страны, занял выдающееся место в летописи героических свершений советского народа на пути к коммунизму. В разработанной съездом глубоко научной программе экономического, политического, социального и культурного строительства одно из ведущих мест принадлежит формированию человека коммунистического общества. Как писал В. И. Ленин еще в 1902 году в замечаниях на второй проект Программы РСДРП, новый строй утверждается «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»К Вот почему глубокое исследование исторического опыта и проблем деятельности партии по коммунистическому воспитанию представляет собой важный теоретический и практический интерес, является обязанностью и почетным долгом всех представителей общественной пауки. |
В трудах советских ученых достаточно глубоко исследованы структура современного религиозного комплекса, место, функции и социальная роль религии в обществе, хотя в освещении некоторых ее элементов существует различие взглядов60. Анализируя религиозное сознание — главный компонент религиозного комплекса, исследователи выделяют в нем идеологический и психологический уровни. Если религиозная идеология представляет собой относительно стройную систему взглядов на бога, мир в целом, природу, общество и человека (по К. Марксу,— «общая теория превратного мира», его «энциклопедический компедиум», «логика в популярной форме»), целенаправленно развиваемых богословами и служителями культа, то в религиозной психологии эти взгляды расплывчаты, разношерстны, переплетены с настроениями и чувствами людей, так как непосредственно отражают условия их жизни. В сфере религиозной психологии для человека характерны как чувства страха, угнетенности, приниженности, так и чувства умиления, растроганности, облегчения от молитвы, исповеди и т. д. (по К. Марксу, религия — «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков»)61. |