СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКИХ РОДОВ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Лирика — это тот поэтический род, который нередко создает у читателя ощущение непосредственного, безыскусственного выражения авторских эмоций; ее склонны воспринимать именно как непосредственный отклик поэта на те или иные факты его биографии. В первую очередь это относится к восприятию лирики любви. Обращение к ней зачастую пробуждает интерес не столько к поэтическому миру, творимому художником слова, не столько к нравственной позиции художника, с высоты которой он смотрит на себя и окружающее, сколько к тому, кто она, та женщина, к которой обращены слова любви. Поэтому так важно в процессе анализа лирического произведения в школе показать учащимся, что лирическое произведение хотя и подсказывается автору извне, душевным, эмоциональным импульсом, идущим от конкретной жизненной ситуации, однако не сводится к воспроизведению мгновенных впечатлений. Между толчком, идущим извне, и лирическим произведением лежит сложный процесс творчества, процесс, в котором осуществляется преображение конкретного, сиюминутного, единичного, только что пережитого в общезначимое, общечеловеческое. «У лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей»1. Лирическое произведение должно предстать как некий поэтический итог работы воображения, исканий и раздумий поэта. Большое значение имеет поэтому ознакомление учащихся хотя бы с некоторыми материалами творческой истории отдельных лирических произведений. Чрезвычайно интересно своей творческой историей стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии» (1829). Оно потрясает читателя своей непосредственностью, сиюминутностью (как будто все — ив природе, и в душе поэта — происходит сейчас, в данный момент). Однако стихотворение было создано не вдруг. Творческая история его обстоятельно изучена советскими пушкинистами, в первую .очередь С. М. Бонди 2, который показал, что в процессе создания произведения менялось направление мысли поэта; в ранней редакции, например, преобладал мотив воспоминаний, что и определило его эмоциональную окраску. Первоначально стихотворение состояло из четырех четверостиший и носило более интимный характер. Интересно, что, отбросив две строфы и превратив стихотворение в восьмистишие, поэт придал ему -подчеркнуто завершенный характер. Разумеется, материалы творческой истории этого и других стихотворений («Осень», «Вновь я посетил» и др.) помогут учащимся осознать, какой сложный путь проделывает мысль поэта от первых впечатлений, первых ощущений к богатейшему художественному содержанию завершенного лирического произведения.
|
СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКИХ РОДОВ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает специфическим содержанием, сутью которого стало осознание противоречий действительности, и «прежде всего ее общественных противоречий через отношения людей и их индивидуальные судьбы»1. В отличие от эпоса, в драме мы видим «подражание действию... посредством действия, а не рассказа». По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя». |
СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКИХ РОДОВ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА При всей относительности границ, отделяющих один поэтический род от другого, при всей сложной системе взаимопереходов, каждое художественное произведение всегда представляет тот или иной поэтический род — эпос, лирику или драму. Качественная определенность поэтических родов, специфичность с од е р ж а н и я каждого из них, самый принцип художественного претворения жизненного материала, доступного эпосу, лирике и драме, раньше всего открывается художникам слова. Самый замысел уже как бы внутри себя несет в зародыше художественные возможности эпоса, лирики или драмы. Поэтому естественно, что постижение законов поэтического рода необходимо читателю, особенно учителю-словеснику, который стремится проникнуть в художественный мир произведения. |
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА Учителю в его работе постоянно приходится иметь дело с такими важными понятиями, как «романтический герой», «романтический стиль», «реалистический роман», «реалистический образ» и т. д. В этих понятиях и во многих других случаях литературное произведение и его элементы рассматриваются в связи с художественным методом — романтическим, реалистическим. Художественный метод - это определенное эстетическое отношение к действительности, которое в главных своих чертах становится общим для ряда писателей и устойчиво проявляется в их произведениях. |
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ Читатель, помимо прочих достоинств, ценит в любом авторе своеобразие его поэтического голоса, которое принято называть творческой индивидуальностью. Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. В последние годы появился ряд работ, авторы которых внимательно изучают вопрос о творческой индивидуальности писателя. Это прежде всего книги М. Б. Храпченко и Б. И. Бурсова. |