РАБОТА А. С. ПУШКИНА НАД «ПОВЕСТЯМИ БЕЛКИНА» (ПОИСКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА) Восстановление процесса создания художественного текста позволяет увидеть не только движение авторского замысла и кристаллизацию идеи. Оставленный писателем за окончательным текстом материал становится дополнительным средством постижения авторской концепции. Чтобы убедиться в возможностях такого аспекта творческой истории, обратимся к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина (1830 г.). |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «СВЕТЛАНЫ» В. А. ЖУКОВСКОГО Обращаясь к истории создания баллады В. А. Жуковского «Светлана», учитель может поставить ряд вопросов: 1) Каковы русские и западные источники баллады Жуковского «Людмила», предшественницы «Светланы»? 2) В каком соотношении находятся «Людмила» и «Светлана»? 3) Насколько ориентирован Жуковский на русский фольклор и на современные ему баллады русских авторов (Дмитриева, Львова, Муравьева) в пору работы: над своей балладой в русском духе — «Светланой»? |
ВКЛЮЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ходе анализа художественного произведения (в окончательной авторской редакции) у преподавателя литературы нередко возникает потребность обратиться к материалам творческой истории, чтоб увидеть в динамике создание художественного целого или отдельных его компонентов. Использование учителем материалов творческого процесса писателя помогает обеспечить анализу произведений объективно-справедливые оценки и выводы. Д. С. Лихачев писал: «До той поры, пока мы знаем памятник только в его окончательном виде и лишены возможности проследить движение текста... наша интерпретация памятника всегда останется субъективной». |
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АСПЕКТЕ ЖАНРА Жанровый аспект анализа помогает выявить типологические, исторически устойчивые факторы и особенности художественного произведения. Сам выбор писателем того или иного жанра (романа, рассказа, трагедии, комедии, поэмы, лирического стихотворения) отражает отношение его к изображаемому и ориентацию на определенную литературную традицию. На этом фоне проступает и то новое, своеобразное, что является достижением самого писателя и его эпохи. |
СЮЖЕТ И ПОВЕСТВОВАНИЕ В СТИХАХ И ПРОЗЕ Учитель литературы имеет дело с произведениями стихотворными и прозаическими. Весьма желательно, чтобы он сам осознал и сумел показать учащимся не только общность этих образно-художественных систем, но и отличие способов выражения: авторской мысли в прозе и стихах. Проблема эта подсказана современной тенденцией анализировать произведение в единстве содержания и формы, раскрывать , в каждом отдельном случае содержательность формы. |