«ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. ЧЕХОВА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ «Вишневый сад»— последнее и, пожалуй, самое сложное и многоплановое произведение Чехова. Среди многочисленных проблем, возникающих при анализе пьесы, одна всегда остается центральной (она поставлена и в учебнике для IX класса средней школы): каков характер взаимосвязи между пьесой Чехова и общественной жизнью того времени, что представляет собой «Вишневый сад»: беспристрастную ли фиксацию событий, предшествовавших первой русской революции, или художественное осмысление Чеховым современной ему действительности, возникшее на основании анализа, наблюдений и размышлений? |
ЛИТЕРАТУРА И ОБЛИК ВРЕМЕНИ Мы справедливо говорим, что искусством жизнь выражает себя, свои возможности. Но реже развертываем этот тезис. Между тем, очевидно, что коль скоро жизнь нуждается в искусстве, чтобы вполне себя осуществить, то последнее, явившись на свет, изменяет как-то тем самым ее облик.
Л. Толстой, например, как широко известно, считал, что «тургеневские женщины» стали фактом русской действительности лишь после тургеневских изображений и благодаря им. Самое уже обозначение, к которому Л. Толстой тут прибег, в достаточной мере свидетельствует о роли литературы в судьбах людей, в создании атмосферы времени. Мы подчас и сегодня продолжаем еще встречать тех же «тургеневских женщин», и нередко бывает трудно сказать, они ли это формировались «по Тургеневу», мы ли столь привержены, подвластны введенному Тургеневым образу. |
ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ФАКТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ «МЕРТВЫХ ДУШ» Н. В. ГОГОЛЯ
Поэма Гоголя «Мертвые души» вышла в свет в 1842 г. Появление этого произведения — важное событие не только в гоголевском творчестве, но и в развитии всей русской литературы первой половины XIX века. Поэма Гоголя открывала новые формы связи искусства и действительности. Изучая жизненную основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», важно учитывать разного рода документы: дневники, письма, проследить характер соотнесенности их с художественным текстом. Пушкин упоминает на страницах своего романа реальных лиц, свободно отдается воспоминаниям, сам как автор непосредственно присутствует на страницах своего произведения. Характер связи с' действительностью в «Мертвых душах» иной. Гоголь не называет конкретно время происходящих событий, не дает каких-либо точных, конкретных реалий. Между тем мы угадываем современную писателю Россию. При изучении этого произведения и следует прежде всего выявить специфику собственно гоголевского художественного воссоздания действительности, понять характер использования им реальных фактов, конкретного жизненного материала. |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Отношения литературы и действительности многообразны и многосторонни. Литература включена в целостное бытие человека, связана с общественной жизнью. Однако она не просто отражает действительность, пользуется ее материалом, но является особой формой познания, освоения действительности. Вместе с тем сама литература существует как некая «вторая реальность». Художник творит эту новую реальность в соответствии с законами жизни и при этом открывает существенное в самой объективной действительности. Таким образом, литература вносит в жизнь новое содержание, добытое ее собственными средствами. |
СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ О ТОЛСТОМ А. С. СЕРАФИМОВИЧ Считаю Л. Толстого единственным непревзойдённым по гениальности писателем. Из анкеты для журнала «Огонёк», 1927 г, А. Н. ТОЛСТОЙ Для меня Лев Толстой — один из четырёх главных и любимых: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой... Он разрушил плавную, красивую фразу, назначение которой было ласкать слух, ввёл во фразу индивидуальный эпитет; выдвинул на главное место существительное и вернул слову пластическую силу. Недаром его упрекали за «тяжёлый язык». Он сделал язык орудием Изображения. Из анкеты для журнала «Огонёк», 1927 г. |