Преемственность в развитии материальной и духовной культуры Большой интерес представляет также проблема преемственности в культуре. Это, по существу, есть вопрос о прогрессе в культурном развитии общества, о той незримой нити, которая соединяет бесчисленное множество поколений людей. Но здесь следует обратить внимание на существенное различие между материальной и духовной культурой, состоящее в том, что преемственность в сфере материальной культуры носит абсолютный, безусловный характер. Каждое новое поколение, входя в жизнь, полностью использует потенциал материальной культуры, созданной предшествующим поколением, и использует его как исходный материал, своеобразный трамплин для дальнейшего творчества, дальнейшего совершенствования орудий и средств труда, техники, системы коммуникаций, всех форм хозяйственной деятельности и многих других структурных элементов материальной культуры. В сфере же духовной культуры преемственность приобретает относительный, преходящий характер. Так было и в далеком прошлом (вспомним, например, как кардинально менялась вся система духовных ценностей при переходе от одной исторической эпохи к другой, например, от античности к средневековью, от средневековья к культуре Возрождения и Нового времени), так неоднократно происходило и в ближайшей истории, например, нашей отечественной русской культуры. Достаточно вспомнить небезызвестные строки, нередко звучащие с трибуны Политехнического музея:
|
Образ культуры через призму исторической эпохи Слово культура (от лат. cultura) — первоначально означало возделывание, обработка земли. Уже в трактате известного римского ученого и общественного деятеля Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.) пишется о земледелии как «агрикультуре», то есть культуре возделывания почвы, ухода за участком, требующих на только приложения чисто физических усилий, но и любви к земле, к природному ландшафту, к растениям, взращенным на обработанном участке. То есть «агрикультура» — уже с самого начала соединяла воедино человека и мир, его окружающий. Изменяя, культивируя природу, человек вносил в нее частицу своей души, своего упоения и восторга перед красотой и необозримостью мира и тем самым он изменял, совершенствовал самого себя. Так постепенно наряду с прямым, возникал и переносный смысл «cultura», включающий в себя новые, дополнительные значения, рассматривающие культуру применительно к человеку. Речь идет о культуре чувств, культуре разума, культуре воли и других духовных устремлениях человека, развитии и совершенствовании его способностей, склонностей, задатков.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 2619 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Концепции «локальных» культур и цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби) В XX в. новая волна такого интереса создала мощные импульсы, способствующие разработке самых разнообразных культурологических идей и концепций. Началось все с философии культуры известного немецкого ученого О. Шпенглера, впервые не только провозгласившего (как это сделал в свое время И. Г. Гер-дер), но и убедительно обосновавшего идею уникальности и самобытности каждой отдельно взятой культуры. Модель линейного развития единой мировой культуры безвозвратно канула в лету. Известный труд Шпенглера «Закат Европы» знаменовал собой качественно новый подход к культуре, как к своеобразному аналогу неповторимой души народа, ее самых глубинных и потаенных истоков. «Каждой культуре, — отмечает Шпенглер, — присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира... у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно историческое и биографическое становление»'.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1784 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Ценностная теория культуры (П. Сорокин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) Ценностный подход к культуре представлен в произведениях таких социологов и культурологов, как Питирим Сорокин (1899-1968), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936) и других мыслителей XX в.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 5215 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Игровая концепция культуры и ее модификации в современном мире (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе) Одной из наиболее интересных и значительных концепций XX в. является так называемая игровая теория культуры, представленная нидерландским философом и историком Йоханом Хейзингой (1872-1945), испанским философом Ортега-и-Гассетом (1883-1955), немецко-швейцарским писателем Германом Гессе (1877-1962).
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 5435 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|