«Святое искусство» возвышенного и торжество человеческого духа Наряду с категорией прекрасного через всю историю эстетической мысли, от античности до наших дней, прослеживается непреходящий интерес к возвышенному как одной из наиболее значимых эстетических категорий. Понятие возвышенного употребляется обычно в различных смысловых аспектах. Мы говорим о возвышенных чувствах, о возвышенных мыслях, о возвышенном строе речи, о возвышенных поступках, поднимающих человека над суетностью, обыденностью жизни, направляющих его взор на дали дальние, мечты прекрасные, надежды несбыточные. Первый трактат «О возвышенном», относящийся к середине I в., был написан анонимным античным автором, вошедшим в науку под именем Псевдо-Лонгин, обратившим внимание на глубокое эмоциональное воздействие возвышенного как одного из главных приемов художественно-организованной речи на человека. Проблема возвышенного была предметом самых глубоких размышлений Цицерона, Демосфена и других ораторов античного мира. Как завоевать сердца слушателей? Как увлечь их своими мыслями, идеями? Какие найти слова и как организовать свою речь, чтобы очаровать, заворожить сердца людей, чтобы почувствовали они всю силу твоей страстности, твоего восторга и твоего упоения? Таким образом, первоначально возвышенное ассоциировалось с возможностями риторики и с художественными приемами, используемыми для совершенствования ораторского искусства.
|
Истоки и культурологический смысл трагического. Природа эстетического катарсиса
Теперь обратимся к проблеме трагического, а соответственно и к эстетической категории трагического, необыкновенно значимой для понимания сути человеческого бытия и искусства, стремящегося эту суть выразить. «Человек рожден для радости и счастья», — слышатся голоса одних. «Человек рожден для печали и горя», — вступают в спор другие. «Человек создан Богом и должен подчиняться его заповедям», — считают одни. «Человек — абсолютно свободное существо, и власть Бога на него не распространяется», — возражают другие. У каждого своя правда. И в каждом из этих утверждений есть доля истины. И вместе с тем каждое из них несет в себе зерно заблуждения. Истина же в ее полноте и завершенности состоит в том, что человек одновременно и счастлив, и несчастлив. Созданный Богом, он без ведома Бога, соблазненный дьяволом, окунулся в пучину первородного греха, вкус которого оказался столь сладостен. И с тех пор святость и греховность, рай и ад заполонили душу его. Над ним властвует множество самых различных, порой диаметрально противоположных сил: и природных, и социальных, и земных, и небесных, и сиюминутных, и судьбоносных. И вместе с тем человек — существо вольное, свободное, творящее себя и свою судьбу. И даже если обстоятельства складываются таким образом, что подобное творчество оказывается затруднительным или даже неосуществимым в реальности, есть другой мир — мир мечты, фантазии, воображения, полет которых не знает границ. И здесь ему ни Бог, ни дьявол, ни законы природы, ни диктат общества не указ. «Раб, осознавший свое рабство, перестает быть рабом и становится господином своего господина», — утверждали последователи Гегеля, полагая, что путь к свободе человека лежит через осознание им своего рабства. Но, допустим, человек сумел в своем сознании разорвать опутавшие его тело цепи рабства. Но, не успев возликовать от сладостного ощущения свободы, не успев всей грудью вдохнуть ее живительный воздух, вскрикнул от пронизывающей боли настоящих, не выдуманных цепей, кандалов, продолжающих впиваться в него со всей жестокой и неотвратимой реальностью. Так приходит к человеку новое озарение. Мечта и действительность, мысль о свободе, сколько бы пленительной ни представлялась она воображению, и реальная свобода — не одно и то же.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 883 |
Добавил: fantast |
Дата: 15.07.2017
|
Многообразие форм комического и его роль в развитии культуры
Чрезвычайно интересной и значимой как по своему содержанию, так и по жанровому разнообразию является категория комического. Это одна из самых сложных эстетических категорий, вызывающих наибольшее затруднение в ее осмыслении. Как остроумно заметил известный итальянский философ и культуролог Бенедетто Кроче, все определения комического в свою очередь комичны и полезны лишь тем, что вызывают чувство, которое они пытаются анализировать. Истоки комического как эстетической категории восходят к античности (греч. comicos — веселый, смешной).
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1442 |
Добавил: fantast |
Дата: 15.07.2017
|
Эстетический идеал в спектре исторической и культурной эпохи
На основе эстетических взглядов и теорий формируется эстетический идеал, представляющий собой конкретное воплощение представлений людей о прекрасной жизни, о совершенном человеке и тех общественных системах, в которых осуществляются все многообразные формы жизнедеятельности и общения людей. Высшим проявлением эстетического идеала, специфической формой его реализации является искусство.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1524 |
Добавил: fantast |
Дата: 15.07.2017
|
Искусство — «мышление в образах». Культурологический срез художественного образа Искусство — самая прекрасная, яркая, красочная грань культуры, ее чуткий индикатор и смыслообразующий центр. Являясь исключительным достоянием человека, оно облагораживает и возвышает жизнь его, сообщая ей особую ауру одухотворенности. Вне искусства человек никнет и увядает, как никнет и увядает растение, жаждущее живительной влаги и не находящее ее. Искусство питает мысль человека, обогащает и шлифует его чувственно-эмоциональный мир. Оно пробуждает в человеке жажду творчества, вознося его на недосягаемые для всех остальных живых существ высоты блаженства. Искусство — мир, созданный фантазией и воображением человека, мир необыкновенно чудесный, прихотливый, красочный и многогранный. Именно в искусстве и через искусство с его сакральностью, с таящейся в его глубинах великой и неизбывной тайной творчества человек не просто становится образом и подобием Бога. В нем самом, во всей полноте и завершенности проявляется высшая, божественная сущность. Сам Бог «разговаривает» с человеком на удивительно прекрасном и необычайно выразительном языке искусства. Но как возникло искусство? Каковы его истоки и глубинные корни? Каков непосредственно механизм художественного творчества, какие причины и факторы его определяют?
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 5819 |
Добавил: fantast |
Дата: 15.07.2017
|