Показано материалов: 2186-2190
Светская школа - рычаг культурного подъёма в России 19 века До XIX в. у многих народов России не было светских школ. В горах Дагестана и Азербайджана, в ногайских и казахских степях, у татар и башкир существовали лишь мусульманские школы, нередко руководимые невежественными служителями ислама. Два-три года мальчики посещали начальные школы (мсктебы), где механически зазубривали, не вникая в смысл, арабские тексты из Корана, учась одновременно воспроизводить буквы сложного арабского письма. Некоторые из окончивших мектебы юношей поступали в училища повышенного типа — медресе, предназначенные для подготовки священнослужителей (мулл), духовных судей (кадиев) и письмоводителей. Учащиеся медресе (муталлимы) изучали арабский язык и литературу, логику, духовное право и законоведение, иссушая ум повторением догматов мусульманского богословия и тренируясь в навыках риторики на темы, заимствованные из произведений средневековой арабской схоластики. Получаемые же ими отрывочные сведения по математике и астрономии были столь скудными, что не могли дать даже самого поверхностного представления об основах этих наук. |
Усиление социальных мотивов в народном творчестве в России в начале 19 века Культурная жизнь дореформенной России не ограничивалась, разумеется, творческой деятельностью одной лишь дворянской и нарождавшейся разночинной интеллигенции. Думы и чаяния народа не только питали общественную мысль и творческий труд ученых, литераторов и художников, вдохновляя их на смелые свершения и неустанные поиски нового. Духовная жизнь и помыслы народных масс отражались и в тех культурных ценностях, какие были непосредственным результатом коллективной созидательной деятельности самих трудящихся. |
Демократическая культура в борьбе против религиозного мракобесия, косности и невежества в России 19 века Для нарождавшейся на окраинах России национальной интеллигенции на первых порах была особенно характерной просветительская деятельность. Просветительство типично для нации, пробуждающейся к активной самостоятельной жизни в условиях ломки устаревшего феодального быта. Просветителей всегда волновали вопросы развития национального языка. Они видели в нем могучее средство культурного общения и идейного сплочения людей, принадлежавших к одному этническому коллективу. |
Университетская наука и национальная интеллигенция в России 19 века Конечно, не одни только начальные и средние школы способствовали возникновению на окраинах России светской национальной интеллигенции. Немало содействовали этому университеты и другие высшие учебные заведения. В течение первой половины XIX столетия они появились в Эстонии, Татарии, на Украине. |
Атеистическая деятельность просветителей в России 19 века Повсюду в пределах крепостнической Российской империи духовенство стремилось подчинить своему влиянию сознание народных масс. Религия была едва ли не главным средством воспитания трудящихся в духе покорности эксплуататорским классам. В религиозном мировоззрении идеологи этих классов видели мощную плотину, предотвращавшую проникновение в сознание народа революционных и освободительных идей. Поэтому неудивительно, что деятелям нарождавшейся демократической интеллигенции национальных районов России неминуемо приходилось вступать в бой с духовенством, разоблачая сковывающее свободу мысли и тормозящее культурный прогресс влияние религиозной идеологии. Эстонский просветитель Ф. Р. Крейцвальд направлял острие своей сатиры против лютеранских пасторов, призывавших свою паству к повиновению немецким баронам. Его книга «Рейнеке-Лис» показывала корыстолюбие и косность духовенства. Великий украинский революционер-демократ Т. Г. Шевченко не раз поднимал гневный голос против церковных мракобесов, подвергая уничтожающей критике сочинения апологетов поповщины и крепостничества. |