Показано материалов: 2366-2370
Диалектика сущностных сил человека в историческом процессе Асс. Т. Г. Чернова Пермский университет Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, тем, что в отечественной науке конкретно-всеобщая теорий развития еще не получила широкого признания, поэтому исследование исторического процесса, как наиболее сложной части единого закономерного мирового процесса, может дать ключ к выяснению тех аспектов проблемы развития, которые не могут быть поняты без привлечения материала социальной сферы. Во-вторых, актуальность темы исследования обусловлена переломным характером современной эпохи, связанным с переходом мировой цивилизации на новую, более сложную ступень, одной из важнейших особенностей которой, как нам представляется, явится всестороннее развитие человека, его сущностных сил. В-третьих, актуальность связана с тем, что понимание глубинных тенденций развития общества, современного автоматизированного производства оказывается невозможным без учета особенностей диалектики сущностных сил человека на каждой из основных ступеней развития общества. В-четвертых, следует отметить, что существующие в современной философской литературе подходы к проблеме сущностных сил человека в значительной мере исчерпали свои возможности. Эти подходы во многом основаны на понимании развития как необратимых качественных изменений или мирового круговорота. В результате, такой важный аспект проблемы развития сущностных сил человека, как соотношение способностей и потребностей в историческом процессе, остался по существу малоисследованным. Вследствие этого и в понимании источников и движущих сил развития общества вообще, производительных сил в частности, нередко внимание акцентируется на вещественном, техническом элементе, а не на личном, т. е. не на сущностных силах человека. В результате, в отечественной науке достаточно распространенным стал технократический подход к человеку, а не гуманистический. |
Человек - субъект универсального поля вселенной Д. филос. н., проф. И. А. Сафронов Санкт-Петербургский университет экономики и финансов Развитие материализма предполагает построение системы новых гипотез, понятий и законов, центральное место в которой принадлежит новому фундаментальному понятию. Это станет логическим основанием более целостного теоретического воспроизведения человека в единстве с тем материальным миром, результатом эволюции которого он выступает. |
Цивилизованный атеизм в системе современного мировоззрения. (Многообразие религиозных форм) Кан. филос. н. , доц. В. Д. Жукоцкий Курганский машиностроительный институт Общество, переживающее мировоззренческую ломку, сказывается погруженным в круговорот религиозного брожения. Это то, что в начале века получило в России название "богоискательства”, - речь шла о более широком понятии - новой мировоззренческой доминанте общества. И сегодня его бросает из стороны е сторону, из крайности в крайность и никогда оно не находит удовлетворения. Но потребность перевести обуявшую плюралистичность мнений в русле взвешенной определенности, золотей середины, становится ещё более настоятельной. Кто-то находит эту определенность в теистической ориентации и даже церковней ортодоксии. Кто-то продолжает тосковать по былой атеистической ясности, во многом иллюзорной прозрачности готовых, как бы заранее заданны: наукообразных мировоззренческих программ. Но худшее из возможных вариантов развития ситуации, а такое уже бывало в нашей истории, это вдруг обнаруживающееся стремление толковать, навязывать, с порога отвергая противоположную точку зрения, будь то теизма или атеизма. Вот почему сегодня так важно показать утонченную грань перехода одного в другое, глубоко интимный характер этой поверхности, которая капота свое очень точное выражение б известном словосочетании - "свобода совести". |
Формационный, цивилизационный и культурологический подход к анализу истории Г. А. Пестова, Ухтинский индустриальный институт Сегодня, когда общество переживает серьезный кризис, а прежняя система убеждений и представлений теряет свою значимость и научную ценность, необходима выработка новых основ теории и практической деятельности. Роль общественных наук в этом деле очень значима, но, чтобы справиться с труднейшими задачами нашего времени, необходимо пересмотреть многие концепции и методологию анализа общественного процесса. Так, актуальным в настоящее время является объективный научный анализ формационного подхода, соотношение его с цивилизационным подходом. Проблема эта имеет не только научный, но и политический характер, так как многие российские политики свои программы называют программами цивилизованного развития России. Какой цивилизации мы должны приобщиться? Как соотносятся понятия цивилизация и культура? Являются ли они тождественными? Ответы на эти вопросы не просты. |
Трудовая теория стоимости. Критический анализ концепции Д.П. Горского Докторант А.В. Антонов Пермский университет Трудовая Теория стоимости лежит В основании философского материализма в общественных науках. Поэтому любые попытки ее пересмотра, в том числе и та, что предпринята в последнее время Д. Л Горским, требует к себе самого пристального и критического внимания научного сообщества. Оригинальность концепции Д. П Горского заключается в полностью противоречащем позиции ортодоксального марксизма утверждении, что "... техника не только перекосит свою стоимость на произвольный продукт, но и в процессе производства создает новую стоимость" |