Показано материалов: 2566-2570
Духовность и религиозная картина мира Одной из наиболее ярких и выразительных форм духовности является религия, занимающая важное место в жизни человека и общества. Будучи формой культуры, по существу рожденная ею, религия в свою очередь оказала и продолжает оказывать влияние на культуру всех исторических эпох и народов. Религию с полным основанием можно назвать лицом цивилизации, ее наиболее значимым индикатором. Это проявляется как в исторической эволюции религиозного мировосприятия, так и в содержательном анализе и сопоставлении, например, западных и восточных религий, в их понимании и оценке мирового исторического и культурного процесса. Так, например, с точки зрения христианства, и мирская, и священная история, а соответственно и культура, имеют единую направленность с четко обозначенным началом и концом исторического процесса. Начало истории положено актом божественного творения мира и человека. Завершением ее является второе пришествие Христа и апокалипсис, знаменующий собой «конец света». Исторический и культурный процессы, детерминированные Богом, обретают смысл лишь благодаря вере во всемогущество Бога, его безраздельную милость по отношению к погрязшему в грехе человеку. Грех и искупление греха в акте Божественного откровения — таковы сакральные истоки исторического процесса.
|
Ислам: культурологический анализ Ислам — одна из наиболее значительных мировых религий, возникшая в начале VII в. на территории Аравии (ислам — араб, буквально — покорность). Возникновение ислама как монотеистической религии, провозглашенной ее пророком Мухаммедом и изложенной в Коране, самым непосредственным образом связано с тем необычайно сложным периодом истории, который переживали народы, населяющие Аравию. Осуществлялся переход от безгосударственного к государственному строю, формировались новые формы общественных и хозяйственных отношений, рушились прежние, сложившиеся связи между людьми, в борьбе, сомнениях, противоречиях складывались новые. Прежние верования в многочисленных племенных богов постепенно сменяются верой в единого Бога — Аллаха. Культ Аллаха в конечном счете выливается в идею предопределенности человеческой судьбы, покорности его воле. Ислам — религия мусульман (от араб, «муслим», что значит, — предавший себя Аллаху). Коран — священная книга мусульман, значительная часть которой содержит изречения и поучения Мухаммеда, сформулировавшего основы мусульманского вероучения, согласно которому высшей не только религиозной, но и нравственной заповедью является незыблемость веры в единого, вездесущего Бога Аллаха как творца и покровителя мира. Приближение к Аллаху, служение ему, вымаливание у него милостей и вечного спасения — высший нравственный долг, определяющий смысл и назначение человеческой жизни. Для мусульманина ценность будущей загробной жизни неизмеримо выше ценности земного существования. Критерием нравственного поведения является богоугодность, а отсюда стремление освятить любой поступок именем Аллаха. В исламе, как ни в одной другой религии, существует детальная регламентация жизни мусульман, особый свод предписаний не только для отправления религиозных культов (молитвы, поста, паломничества и др.), но и для повседневных дел, обязанностей, семейных и общественных отношений. В 114 сурах (главах), из которых состоит Коран, можно найти правила поведения, охватывающие по существу все сферы не только частной жизни мусульман, но и мусульманского общества в целом. Система запретов и предписаний включает в себя вопросы наследования имущества, правил торговли, разделения военной добычи, внесения и распределения налогов, участия в общественной, хозяйственной, политической жизни. Религия, политика, право, как ни в одной другой религии, насыщены духовно-нравственным содержанием. Религиозная и светская жизнь не просто неразделимы, но и составляют единое, нерасчленимое целое.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1696 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Христианство: культурологический анализ Христианство — это не только религия, но и особый, чрезвычайно своеобразный тип культуры, возвеличивающий человека, насыщающий его жизнь высотой духовных помыслов и благородных деяний. Возникшее в эпоху жесточайших социальных катаклизмов, сотрясающих Римскую империю, распада античного полиса и разочарования в языческих богах, христианство выразило суть социокультурного кризиса античного мира и позднеантичной культуры. Непосредственным предшественником христианства был иудаизм — первая монотеистическая религия, провозглашавшая веру в единого Бога. Однако выросшее из иудаизма христианство уже на самых ранних этапах своего развития покинуло почву иудейской религии и образовало совершенно новое, не существовавшее ранее религиозное учение. И даже унаследованные от иудаизма основополагающие идеи эсхатологии (от греч. eshaton — последний, logos — знание; учение о «конце света» и «страшном суде») и апокалипсиса (от греч apokalypsis — откровение), обрели в христианстве новое, с одной стороны, сакральное содержание, а с другой — глубокий нравственный смысл, не только ориентирующий христиан на укрепление стойкости в вере, но и дающий им надежду на торжество царства Мессии в борьбе со всем сонмищем внешних и внутренних врагов. Если ветхозаветный Бог обращает свои заветы ко всему иудейскому народу, !то заветы христианского Бога обращены к душе каждого человека. Бог Нового завета — личный Бог, возвестивший о жертве и Искуплении. Бог, воплотившийся в человека через образ Иисуса Христа, указал христианам истинный путь к спасению, духовному возрождению и возвышению.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 2753 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Буддизм: культурологический анализ Буддизм — древнейшая религия, возникшая в VI-V вв. до н. э. Основоположником ее считается Гаутама Будда, что значит просветленный, или по другой транскрипции — пробужденный. Эти два значения слова «Будда» не только не противоречат друг другу, но, напротив, их соединение дает возможность углубить смысл духовного прозрения, снизошедшего на Будду, разум которого пробудился, чтобы постичь свет истины, открывшейся ему в своей торжествующей красоте. Гаутама Будда — конкретная историческая личность, и вместе с тем слово «Будда», будучи производным от санкристского корня «будх» — пробуждаться, может быть именем любого человека, способного пробудиться для активной, просветленной мысли. Буддизм, следовательно, с полным основанием может быть отнесен к политеистическим религиям, поскольку утверждает множество Будд, обитающих в безбрежности космического пространства и приходящих в мир, чтобы помочь людям преодолеть нравственное несовершенство и избавиться от страстей и пороков. Буддизм, как и ранее существовавшие политеистические религии Востока, уходит своими корнями в мифологию. Однако, в отличие от предшествующих религий его мифологические образы и сюжеты исполнены глубокого нравственного смысла. Так, конструируя модель космического пространства и населяя его духовными сущностями, буддизм особое место отводит в нем человеку, считая, что по степени своего интеллектуального развития человек достоин того, чтобы, возвысившись над всеми другими существами, находиться в непосредственной близости от небожителей. Следует также обратить внимание еще на одну чрезвычайно важную для характеристики социокультурной динамики особенность буддизма. Древние культуры и религии, поражающие нас своей грандиозностью, были насыщены множеством самых различных по своим масштабам и значимости событий: перевороты, войны, сокрушительные победы и поражения. Но ни в одном из этих событий, как справедливо отмечал К. Ясперс, не просматривается историческая роль человека. Неотвратимая власть судьбы, распространившаяся в равной степени и на людей, и на богов, лишала человека активности, вовлекая его в извечный круговорот жизни.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1634 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Диалог религий: возможности и перспективы
Наш анализ мировых религий был бы неполным, если бы, завершая его, мы не попытались ответить на вопрос о возможности диалога между ними. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть только положительный. И хотя каждый человек избирает свой путь к Богу и каждый тип общества и культуры рождает соответствующий тип религии, диалог между религиозными конфессиями не только возможен, но и жизненно необходим.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 888 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|