Показано материалов: 2561-2565
Многоаспектность проблемы взаимодействия общества и культуры
Проблема взаимодействия общества и культуры охватывает широкий спектр вопросов, среди которых особую значимость и актуальность приобретают вопросы социокультурной динамики и механизмов, ее определяющих. При этом следует обратить внимание, что хотя понятия динамики и развития чрезвычайно близки по многим параметрам своего значения, тем не менее, неверно было бы говорить об их тождестве. Ибо, как известно, и динамику, и развитие характеризуют различного рода изменения, как прогрессивные, так и регрессивные. Более того, с точки зрения философии, покой, состояние статичности и уравновешенности всех элементов любой, в том числе и социокультурной системы есть не что иное, как момент, частный случай движения, выступающего в широком смысле этого слова синонимом всеобщего, универсального изменения. Понятие же развития включает в себя не любые изменения, а только те, которые характеризуются направленностью, закономерностью, необратимостью. Что же касается социокультурной динамики, то здесь со всей очевидностью выступает фактор случайности. И хотя общество в той или иной степени пытается регулировать процессы развития культуры, направляя их, образно говоря, «в русло законности и порядка», тем не менее, своеволие культуры и тех, кто ее созидает, в значительной степени нивелирует эти усилия. И вновь проявляется спонтанность, непредсказуемость культуры, являющей нам свою великую, неизведанную тайну, свою непостижимую сакральность.
|
Пространство и время культуры, их особенности
Смена как общественных систем, так и культур осуществляется в исторической последовательности и охватывается конкретными хронологическими рамками. Вне истории нет ни общества, ни культуры. В отличие от физического и биологического времени, являющихся объективными формами существования материальных систем, историческое время, как время социального бытия людей и создаваемой ими культуры, во многом субъективно. Его субъективность определяется, во-первых, тем, что оно изначально задается и определяется людьми, наполняется человеческим смыслом. Оно может сжиматься до мгновения и растягиваться до вечности. «Я знаю, — писал поэт Роберт Рождественский, — время растяжимо. И все зависит от того, какого рода содержимым наполняем мы его». Пульс исторического времени может то ускоряться, то замедляться. И это ускорение и замедление полностью во власти человека. Субъективность исторического времени проявляется также и в характере его восприятия человеком в непосредственной зависимости не только от его личностных убеждений, но и мировоззренческой ориентации тех социальных групп, к которым он принадлежит. Революции, в мгновение ока сокрушающие сформировавшуюся систему ценностей, не оставляющие камня на камне от сложившегося жизненного уклада народа, вовлекаются в такой ритм времени, для которого не может быть однозначной оценки. Для революционных борцов, ощущающих себя «скаковыми лошадьми азарта» время как бы утрачивает свою реальность. С одной стороны, не угнаться за его бешенным революционным ритмом. А с другой стороны, как неизбывна жажда догнать его и подчинить своим желаниям, своей неудержимой воле! Как не вспомнить стихотворение В. В. Маяковского «Революция» с примечательным подзаголовком «Поэтохроника», где с непередаваемой поэтической достоверностью озвучено субъективное восприятие того далекого революционного времени, его бешенного, неукротимого ритма.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1576 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Культура и социум в мифологии, религии, искусстве Важнейшим индикатором социокультурного пространства как городов, так и сельских поселений является окутывающий его социально-психологический климат, во многом определяющий характер отношений между людьми, живущими в больших и малых городах, сельской местности, в центре и самой отдаленной «глубинке». Симпатия и антипатия, миролюбие и вражда, сотрудничество и соперничество, безоговорочное неприятие, отторжение инакомыслия или готовность к компромиссам и взаимным уступкам — эти и многие другие варианты отношений, складывающихся между людьми и заполняющих своей аурой жизнь социума, определяются не природой с ее безусловным «равенством всех тварей» и благоговением перед любой жизнью, а культурой.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1178 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Социокультурная динамика и многообразие моделей социокультурных процессов Если определить социокультурную динамику как изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве, то с необходимостью возникают вопросы, с одной стороны, о характере и направленности таких изменений, а с другой — о механизмах, их порождающих. Вопросы социокультурной динамики всегда были в центре внимания философской и культурологической мысли. О. Шпенглер и А. Тойнби, П. Сорокин и В. Винделъбанд, из русских ученых — Я. Данилевский, В. Соловьев, Н. Бердяев и многие другие, пытаясь придать этой проблеме строго научный характер, создавали различные модели социокультурного процесса, о сложности познания которого писал немецкий культуролог О. Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы»: «...Кроме необходимости причины и следствия, я назову ее логикой пространства, в жизни существует еще логика судьбы — логика времени, являющаяся фактом глубочайшей внутренней достоверности, который направляет мифологическое, художественное и религиозное мышление и составляет ядро и суть всей истории, но в то же время не поддается формам познания»1.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 2248 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Истоки и социокультурный смысл духовности Вера и безверие — извечные символы человеческой духовности и бездуховности. Их противостояние сопутствует всей жизни человека, его как эмпирическому, так и религиозному опыту. Но что такое духовность, необходимость возрождения которой столь остра для современной культуры? В чем суть ее, и каковы ее истоки? Отвечая на эти вопросы, обратимся к этимологии слова «духовность», происходящего от другого слова — «дух» (греч. рпеита\ лат. spiritus, что буквально означает: дуновение, горячий воздух, ветер, дыхание как носитель жизни). Все эти аспекты присутствуют в таких словосочетаниях, как святой дух, народный дух, дух эпохи, дух времени, дух истории, дух культуры, дух земли, мировой дух и т. д. С точки зрения современных философских и культурологических учений, являющихся своеобразным синтезом исторически складывающихся представлений о духе, можно отметить следующие его проявления.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1165 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|