FROM TRUTH TO TRUST Urban Korde§ Johef Stefan Institul, Ljubljana, Slovenija Introduction
It is becoming more and more obvious that the future (of science) is not in the discovery of a "world equation" which would explain everything - to everyone. On the contrary, it seems that future will be marked by the redirection of attention from searching for objective truths to becoming aware of the individual’s (observer’s) interaction with the observed and the individual’s attitude towards the world emerging from this awareness. Involvement of the observer would no longer be a thing shunned by scientists, rather, it will itself become the main subject of research. This shift of focus is called by Heinz von Foerster the participatory position. In the paper I will try to explain why a "position" and not "insight" or "theory". The system of thought derived from this position will be named a constructivism (again according to von Foerster). The principle question considered is: What would philosophy look like, if we took in consideration the participatory epistemological position. While trying to answer this question, I keep bumping into the unsurpassable boundaries dividing different systems of thought. Thus, one cannot expect the answers to be universally valid and I try to keep this in mind at all times. Nevertheless, 1 believe that von Foerster’s step from objectivity to responsibility and from analytical clarity to trust (perhaps) reaches beyond the epistemological barriers and speaks also to those on "the other side of the epistemological abyss". |
ЗАГАДКИ В ГОВОРЕ д. АКЧИМ Тамара И. Ерофеева, Франциска Л. Скитова Пермский государственный университет Народная загадка — предмет изучения не только этнографии, фольклористики, но и лингвокулыурологии. Материалом для данной статьи послужили загадки, бытующие в уникальном и описанном пермскими лингвистами говоре д. Акчим Красновишерского района Пермской области, извлеченные из полевых записей экспедиций, проводившихся регулярно в 60—80-е годы XX столетия. |
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГЕНДЕРНОЙ ОППОЗИЦИИ Алексей И. Дунев Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург 1. Представление мужского и женского начала, а также их противопоставленность изучается современной гендерной лингвистикой, или лингвистической гендерологией. Гендер как социальный пол, фактор половой идентификации личности в обществе не может не быть отражен в языке. Во-первых, различение мужского и женского, конечно же, представлено лексикой, лексическим значением слова (жена-муж, брат-сестра). Гендерным критерием в данном случае является семантика лица мужского или женского пола. |
TRITICUM MONOCOCCUM DURUM: ТЕРМИН ИЛИ НОМЕН? Галина В. Хасаншина Уральский государственный педагогический университет Недостаточность разработки в теоретическом плане понятия номенклатура привела к тому, что на сегодня еще нет четких критериев для разграничения терминов и наменовхотя, как показывает уже наш библиографический список, поданной проблеме существует обширная литература. Это склоняет одних ученых к агностицизму (Скворцов 1971); других — к неразличению этих единиц (Булаховский 1953; Веселов 1965; Кодухов 1987; Кузьмин 1970; Левковская 1962; Моисеев 1970; Немченко 1995)2; третьих — к поиску критериев разграничения. Подытожив исследования последних, можно выделить следующие признаки номенов. |
Косовел и русский литературный центр конструктивистов Янез Вречко Университет в Любляне, Словения
Самым ярким представителем словенского авангарда начала XX в. был Сречко Косовел. Его дневники и личная переписка дают основание полагать, что ему были известны популярные в 20-х годах -юмы и он критически к ним относился. Традиционно литературоведы искали корни авангардизма Косовела в футуризме и конструктивизме. Футуризм был ему близок географически. Связь с конструктивизмом была подсказана исследователям самим Ко-совелом, который часто употребляет это слово. Даже свои поэтические вещи он называет укороченным словом "коне". Так же он хотел назвать и журнал, главным редактором которого планировал быть. Проблема становится более сложной, когда обнаруживается, что наряду с понятием конструктивизм он использует понятие конструктивность, разделяя их. |