Демонический элемент в "записках на манжетах”* Автор - Рита Джулиани
Опубликование ’’Записок на манжетах” явилось одной из самых трудных задач, которые московская жизнь поставила перед Булгаковым в 1922-24 гг. [1]. В то время как его фельетоны быстро публиковались, ’’Записки на манжетах” — ’’что-то вроде мемуаров” [2/, как определил их автор, так и не нашли издателя, который опубликовал бы их полностью. |
О функции Архаико-эпического элемента в романной структуре "Белой Гвардии” (приватное "я” И "коллективная одушевленность”) Автор - В.П.Скобелев Роман М.Булгакова ’’Белая гвардия” создавался в первую половину 20-х гг., когда русский роман испытывал сильное воздействие со стороны повести — и прежде всего той ее разновидности, которая активизировала в своем сюжете признаки архаического эпоса. Ряд романов, созданных в этот период, воплотил сложные отношения между морфологическими принципами, с одной стороны, собственно романа, с другой — повести, в которой обнаруживали свою жизнеспособность признаки архаического эпоса. |
Русские цари в пьесах Булгакова Автор - И.Е.Ерыкалом
В своих пьесах МАБулгаков создал образы императора Николая I в пьесе ’’Александр Пушкин”, Ивана Грозного в пьесах ’’Блаженство” и ’’Иван Васильевич”, Петра I в либретто оперы ’’Петр Великий”, Николая II в пьесе ’’Батум”. Фантастический рассказ о последнем русском царе и монолог об убитых русских императорах появляются в ’’Днях Турбиных”, образ Александра III возникает в ’’Записках покойника”, в рассказе о том, как генерал Комаровский- Эшаппар де Бионкур попросил отставки у императора. Сцену встречи Александра I с московским дворянством Булгаков включает в инсценировку ’’Войны и мира” Л.Н.Толстого. |
О КОНЦЕПЦИИ личности В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА” Автор - М.В.Колтунова Даже при беглом взгляде на перечень заглавий произведений зрелого мастера бросается в глаза обилие собственных имен: Мольер, Пушкин, Дон Кихот, Адам и Ева, Маргарита... Нет смысла комментировать эти имена, но нельзя не заметить тенденции к усилению противостояния ’’личность-эпоха”, традиционного для контекста всего творчества писателя. Впрочем, и в этом вопросе М.А.Булгаков ориентирован на преемственность и творческое развитие той ветви отечественной классики, которая ”завязана” на личность и отмечена такими вершинами, как МЛермонтов, ФДостоевский. |
Религиозно-философские аспекты романа "Мастер и Маргарита” Автор - А.Н.Барков Среди булгаковедов нет единого мнения относительно идейной нагрузки ’’евангельских глав”, называемых ’’романом в романе”, ’’евангелием от Воланда”, с которыми связано несущее огромную смысловую нагрузку понятие о ’’свете” как антитезе ’’покою”. Над разгадкой смысла этого противопоставления ломает копья вот уже второе поколение булгаковедов. Некоторые считают, что устами самого Иешуа Булгаков опровергает Евангелие от Матфея; другие — что в романе евангельское письмо сопряжено с фельетоном. У меня же создается впечатление, что Булгаков полемизирует с кем-то, введя в повествование Левия Матвея с его ’’козлиным пергаментом”, который и является искаженной интерпретацией Нового Завета. |