Показано материалов: 111-115
После смерти Энгельса прошло почти три четверти века. За это время естествознание сделало такие огромные успехи в своем развитии, что невольно встает вопрос: не устарели ли взгляды Энгельса на природу? Ведь сам Энгельс высказывал о своих естественнонаучных работах предположение: «Но может статься, что прогресс теоретического естествознания сделает мой труд, в большей его части или целиком, излишним...» 37. Поэтому очень важно выяснить значение работ Энгельса для последующего развития естествознания и в особенности их значение для современного естествознания. Чтобы ответить на этот вопрос, выясним прежде всего, какие пути указал Энгельс будущему естествознанию и как оно двигалось по этим путям. Далее рассмотрим на примере отзывов одного из передовых ученых Англии Дж. Б. С. Холдейна (недавно скончавшегося) отношение к взглядам Энгельса со стороны видных представителей современного естествознания. |
Принципы периодизации истории естествознания, разработанные Энгельсом, исходят из учета взаимодействия двух главных сторон развития науки, одна из которых выступает как движущая сила научного движения, лежащая вне самой науки, другая — как собственная логика его движения, лежащая внутри науки и выражающая ее относительную самостоятельность. |
В развитии науки, как вообще всей духовной деятельности человека, Энгельс, следуя принципам исторического материализма, выделяет две основные стороны: одну, выражающую влияние человеческой практики и прежде всего потребностей производства и техники на науку, и другую, выражающую внутреннюю логику ее развития, как и всего человеческого познания вообще. |
Аниций Манлий Северинус Боэций, (родился 470-475 гг., Рим? [Италия] - 524, Павия?), Римский ученый, христианский философ и государственный деятель, автор знаменитой философской философии утешения («Утешение философии»), в значительной степени Неоплатоническая работа, в которой стремление к мудрости и любовь Бога описываются как истинные источники человеческого счастья. |
Аристотель, греческий Аристотеля, (род. 384 г. до н. э., Стагира, Chalcidice, Греция—умер 322, Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, один из величайших мыслителей западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и проводником как христианской схоластики, так и средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и просвещения концепции Аристотеля оставались неотъемлемой частью западного мышления. |