В. И. Ленин, занимаясь философскими вопросами, уделял особенное внимание диалектической логике. Его политические выступления и теоретические работы опираются на диалектическую логику и сопровождаются специально логическим анализом. Он занимался изучением и очень подробным конспектированием логических работ Аристотеля и Гегеля. |
Как отмечалось, тезис В. И. Ленина, что «логика совпадает с теорией познания», сформулирован в связи с рассмотрением критики логической теории Канта в гегелевской «Науке логики». Гегель возражает против чисто формального понимания логики Кантом, утверждавшего, что предметом логической науки являются формы мысли сами по себе, вне их связи с объективной действительностью. Кант, замечает Гегель, устранил из логики проблему истины, обязательно означающую согласие познания с объектом, т. е. наличие двух сторон в процессе познания: субъекта и объекта. Кант, по меткому выражению Гегеля, напоминает человека, который думает, что можно научиться плавать, не входя в воду. |
Говоря о том, что логика есть теория познания, Ленин совсем не имеет в виду свести теорию познания к логике, вычеркнуть все, что относится к теории познания помимо логики. Он хочет только сказать, что логика должна характеризоваться как теория познания, т. е. как наука о законах познания объективной действительности, а также,, что логика входит в качестве части или определенной стороны в состав более широкой науки, носящей название теории познания. |
Теория диалектической логики явилась прямым результатом материалистического и диалектического взгляда на мир в целом. Мир управляется своими собственными внутренними законами, он не имеет ни начала, ни конца, никаких внешних причин, он, как говорил в свое время Спиноза, есть «причина самого себя». Таковы основные положения материализма. Но диалектический материализм поднимает это учение о мире на более высокую ступень. |
Итак, мысль В. И. Ленина о том, что логика есть теория познания, ясна: она означает материалистическое понимание логики, требует от мыслей тесной связи с жизнью, с практикой, Теперь понятно, почему В. И. Ленин отмечал, что это очень важный вопрос: мысль должна быть пронизана революционностью, она враг застоя и консерватизма в чем бы то ни было — этого требует весь дух диалектической логики. |