Критический анализ современных богословских построений, направленных на примирение науки с религией, показывает, что теологи уже не в состоянии больше отстаивать все традиционные элементы религиозного мировоззрения перед натиском науки. И сами церковные идеологи понимают это. Поэтому многие богословы - «рационалисты» не останавливаются перед фактическим переосмыслением ряда христианских догматов, Растущие успехи науки, огромный авторитет ее в обществе заставляют защитников религии искать приемы, создающие иллюзию примирения науки с религией. В наше время все реже встречаются проповедники религии, решающиеся открыто отрицать науку как нечто несовместимое с религией. |
Сейчас, когда создана широкая сеть научных учреждений и кафедр атеизма в вузах, следует серьезно продумать вопрос об улучшении координации научной работы в области атеизма. Известно, что до последнего времени в стране не было единого координирующего центра, который охватывал бы деятельность всех учреждений. В настоящее время координация научно-исследовательской работы возложена на Институт научного атеизма. Важнейшая задача института состоит в объединении деятельности атеистических научных кадров, направленной на разработку актуальных проблем теории атеизма, на выполнение решений партии в области атеистической работы. Один из больших вопросов, «который стоит сейчас перед нами,— это правильная расстановка наших кадров и наиболее разумное планирование научных исследований в области атеизма. Может быть, необходима известная специализация в исследовательской атеистической работе. Наша страна очень большая, и в ней существуют различные религиозные направления. Изучить все эти религиозные направления, конечно, не под силу одному научно-исследовательскому институту. |
Научно-исследовательская работа в области атеизма может быть успешной лишь при условии, если она тесно и неразрывно связана с практикой атеистической пропаганды, со всеми сторонами идеологической работы партии по коммунистическому воспитанию трудящихся. Это означает, что мы не можем замыкаться в чисто антирелигиозной проблематике. Наше изучение состояния религиозности должно затрагивать все стороны общественного сознания, где может гнездиться религия. |
Научная разработка современных проблем атеизма включает в себя широкий комплекс вопросов, поскольку атеизм не является изолированным островком внутри марксистской идеологии. Пропаганду атеизма В. И. Ленин органически, неразрывно связывал с распространением научных знаний среди народа, с пропагандой материалистического мировоззрения, с вовлечением масс в активное строительство коммунистического общества, с борьбой против старых традиций и привычек, которые все еще имеют место среди значительной части советских людей. |
Научно-исследовательская работа в области атеизма, ее глубина, дальнейшее обогащение ее проблематики зависят от целого ряда факторов. Здесь в первую очередь следует назвать исследование общих проблем, связанных с духовной жизнью общества, развитием культуры, общественного сознания, его форм и уровней, всесторонним развитием личности, вопросами труда, быта, семьи, традиций и т. д. Чтобы понять суть атеистической работы в современных условиях, надо рассмотреть целую цепь явлений, взять эти явления не изолированно, а в совокупности с общими задачами коммунистического воспитания трудящихся масс. |