В попытках реформации христианства в новых социальных условиях значительное место принадлежит концепции достоинства христианства и недостоинства христиан. Эта теория, восходящая к отцам церкви, Блаженному Августину, а затем в какой-то степени развитая датским мистиком середины XIX в. Сереном Кьеркегором, была разработана в России в период столыпинской реакции группой мистически настроенных интеллигентов. |
Кризис современной евангелической этики, пожалуй, наиболее наглядно проявляется в ее отказе от традиционного христианского учения о вечности библейской морали. Она уже не отваживается безапелляционно рекламировать Библию в качестве некоего морального философского камня, выдавать ее за единственный источник морали, а ее нравственные предписания — за богоустановленные, неизменные правила поведения, которыми исчерпывается все, что нужно знать человечеству в сфере морали. Весьма показательно то, что в современной евангелической этике эта критика относится не только к явно архаичным детальным предписаниям и запретам Библии, но и к более общим правилам поведения, содержащимся, например, в декалоге или в Нагорной проповеди. В. Швейцер в своей книге «Воля к жизни» прямо говорит о том, что эти заповеди ни в коем случае нельзя считать вневременными. «Мы попадем на опасный путь ошибок, если попытаемся читать Библию как книгу рецептов для морально безупречного поведения» \ — пишет он. |
Термин «теодицея» широко распространен со времени Лейбница, употребившего его впервые. Но проблема теодицеи в теологии и религиозной философии возникает значительно раньше. Что такое теодицея? Как возникает проблема богооправдания? |
Сведение этики к догматике наглядно демонстрирует идейную нищету евангелической этики. Догматические построения вряд ли удовлетворяют кого-либо, кроме их Авторов. До сих пор не потеряло своей остроты следующее высказывание популярнейшего евангелического теолога Дитриха Бонхёффера: «Академический вопрос этической системы кажется самым ненужным из всех вопросов. Основа этого не в этической индифферентности нашего времени, а, напротив того, в небывалой до сих пор в европейской истории угнетенности изобилием конкретных этических вопросов» К И на самом деле современная эпоха характеризуется небывалой остротой моральных проблем. Глубочайшие революционные изменения, происходящие в современном мире, ломают многие традиционные моральные нормы и представления эксплуататорского общества, во весь рост встают новые, ранее неведомые моральные проблемы, настоятельно требующие решения. |
Православная церковь уделяет очень много внимания поддержанию в верующих благоговейного отношения к Библии как к «священному писанию», каждое положение которого якобы является «откровением господним» — «божественной истиной», данной человеку свыше, а потому не подлежащей сомнению. При этом от приверженцев православия требуется слепая вера в абсолютную достоверность всего содержания Библии. «Мы веруем,— говорится в таком общеправославном церковном документе, как Послание восточных патриархов англиканской церкви (так называемое Православное исповедание), написанном в 1723 г., но и поныне не потерявшем своей канонической силы,— что божественное и священное писание дано нам от бога; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное католическая церковь» *. |