Показано материалов: 346-350
XVI век прошел под знаком развития естествознания в тесном союзе с материализмом. Этот союз служил дальнейшему укреплению атеизма и принес свои плоды в XVII Е.
Так, положительное влияние на развитие атеизма оказал английский материализм XVII в., ярким представителем которого был Френсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон не был последовательным атеистом, но в своем обосновании опытного научного метода он выступал против религиозной схоластики. Томас Гоббс (1588—1679) боролся за полное освобождение науки и философии от религии, не соглашаясь на их подчинение на основе теории двойственной истины. Гоббс известен как один из зачинателей критики Библии с позиций рационализма. |
В западной Европе сокрушительный удар по феодализму был нанесен французской буржуазной революцией (1789—1794). XVIII век был периодом идеологической подготовки этой революции, подготовки, которая включала в себя и борьбу с религиозной идеологией — оплотом феодализма. В ходе этой идеологической подготовки на историческую арену вышли французские просветители XVIII в. с их воинствующим материализмом и атеизмом. |
Антифеодальная борьба в XVII— XVIII вв., а также развитие производительных сил страны, рост русской национальной культуры, возникновение и развитие искусства, литературы, опытного естествознания способствовали прогрессу свободомыслия в России. |
Развитие буржуазного атеизма носило сложный характер. Он никогда не преобладал в буржуазной идеологии и не имел массового характера, будучи достоянием небольших философских школ. Таков был и атеизм Людвига Фейербаха (1804—1872), взгляды которого заслуженно считаются вершиной домарксистского атеизма. Произведение Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1841), по словам Энгельса, имело «освободительное значение». В решении основного вопроса философии Л. Фейербах был материалистом, но его материализм носил антропологический характер. С этих позиций он и критиковал религию. По мнению Фейербаха, «тайна теологии» заключается в антропологии, в природе человека. Это верно только отчасти, потому что тайну религии мы познаем, исследуя общество, общественного человека, а не человека как такового. |
За время своего существования буддизм пустил глубокие корни во многих азиатских странах, где он, несмотря на поразивший его кризис, продолжает оказывать сильное влияние на общественную и общегосударственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство буддийской церковью принадлежит главам государств. |