Показано материалов: 101-105
Возвращение Теркина. Анализ Автор - С. В.Сызраков Нынешнему читателю Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921) известен, главным образом, как автор романа ’’Китай-город” (1882), неоднократно переиздававшегося в советское время и считающегося лучшим произведением писателя. Между тем сам Боборыкин был склонен соглашаться с теми, кто значение вершинного достижения приписывал другому роману — ’’Василий Теркин” (1892): ”Те, кто меня детально знает, как беллетриста, в ’’Василии Теркине” видели как бы расцвет моего письма”, — замечает он в одном из писем 1909 г. |
ФИЛОСОФСКИЙ смысл РОМАНА Л. АНДРЕЕВА "САШКА ЖЕГУЛЕВ"
Автор – Н.П. Козлов До революции 1905-07 гг. в литературном процессе России сложилось своеобразное распределение ролей: поэзия принадлежала символистам, в прозе господствовали реалисты. После революции происходит перегруппировка сил. Символисты развивают свой успех и в области прозы. Они достаточно ровно выступили во всех прозаических жанрах, а самое главное, обратились к романной традиции, по-своему развивая то, в чем преуспели писатели-классики. Если раньше роман появлялся редко и к тому же имел структурные признаки повести, то теперь этот жанр привлек многих писателей, разделявших философско-эстетические принципы символизма. Выходят романы Ф.Сологу- ба, В.Брюсова, А.Белого, в той или иной степени в оценке действительности к ним примыкают романы Л.Андреева, а также М.Арцыбашева и А.Ремизова. Таким обилием крупных эпических произведений не могут похвастаться писатели, отстаивающие во главе с Горьким старый реализм с его приверженностью к быту, разветвленному характеру и психологическим подробностям. Принцип изображения жизни в формах самой жизни, безусловно, имел годами проверенные достоинства, но он стал стеснять творческие поиски многих романистов, выступивших в после революции 1905 г. Новый тип романа нес на себе следы нового миросозерцания и менее ортодоксального взгляда на искусство. Человек в нем рассматривался не только в горизонтальных связях, определяющих его положение в обществе, в семье — словом, в том круге обстоятельств, которые создают социальную психику, но и в связях вертикальных, раскрывающих общение человека с космосом, потусторонними силами, отвлеченными и небесными явлениями. Мир, изображенный в романах Сологуба, резко раскалывается на безобразные и идеальные части, тяготеющие к низменному и высокому, к уродливому и физически прекрасному. Трагедия прекрасного состоит в том, что оно редко, мимолетно и подвержено смерти, как и все земное. В романах Белого герои четко расставлены по социальным клеточкам, их горизонтальные связи идеологически и психологически определены, но в то же время герои соотносятся с прошлым, иногда очень отдаленным, с космосом, видят предзнаменования и ощущают в себе двойников, живущих таинственной жизнью. Это мир одновременно и живой, и фантастический, призванный художественно выразить философское миропонимание автора. |
Автор - А.Л. Киселев У Пришвина накопился большой писательский архив. Основу его составили неопубликованные дневники, но остаются неизвестными различные материалы, письма и художественные тексты. Не опубликован рассказ ’’Халамеева ночь” — судя по названию, это крестьянская перефразировка Варфоломеевой ночи. Написан по личным впечатлениям от погрома княжеского имения в местах, где прошло детство писателя. Рассказчик — мелкий арендатор в княжеских владениях, участник событий. |
(Линия судьбы в творчестве О. Мандельштама) Автор - Е.Ю.Скарлыгина В первоначальной реакции О.Манделыптама на революционные события 1917 г. отразились одновременно и осознание масштаба исторических перемен, и священный ужас, и горечь расставания с целой культурной эпохой — его духовной родиной. В "сумерках свободы”, когда ”не видно солнца и земля плывет”, поэт обращался к тем, ”в ком сердце есть”: "Мужайтесь, мужи”. На "скрипучем повороте руля” он и сам готов был попробовать удержать "корабль времени”, идущий ко дну [ 1], |
ПОВЕСТЬ М.3ОЩЕНКО "ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА” (НЕКОТОРЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ И ПАРАЛЛЕЛИ) Автор - Н.Р.Скалон
Свыше сорока лет повесть М.Зощенко ждала своего первого книжного издания. Публикация ее в журнале "Октябрь” в 1943 г., как известно, была прервана. В 1944 г. журнал "Большевик” (№ 2) разразился статьей ”Об одной вредной повести”, ще говорилось: ’’Как мог написать Зощенко эту галиматью, нужную лишь врагам нашей Родины?” Вторая часть повести вышла в свет в журнале "Звезда” в 1972 г. (№ 3) под названием, данным редакцией, ’’Повесть о разуме”. И лишь в 1987 г. в трехтомном собрании сочинений М.Зощенко повесть была опубликована в полном объеме [ 1]. |