Неогуманизм и ценностные ориентации современной культуры Этот вопрос оказался настолько емким и настолько значимым для самосознания культуры XX в., что ни один сколько-нибудь серьезный философ, культуролог не обходит его вниманием. XX в. дал новую волну гуманизма, получившего название неогуманизма, заявившего о себе в лице таких известных мыслителей, как Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Фромм, X. Ортега-и-Гассет. Своеобразным манифестом нового гуманизма, рожденного культурой XX в., можно считать работу Ж. П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм». Суть «экзистенциалистского гуманизма», как его называет сам Сартр, состоит в напоминании человеку, что «нет другого законодателя, кроме него самого»1. Но провозглашая необходимость выбора и ответственность за него, Сартр вместе с тем подчеркивает, что новый гуманизм как гуманизм решительности и действия, ориентируя человека на самореализацию, ищет истоки активности не в погружении в себя, а во внешнем целепо-лагании. Более того, выбирая себя и определяя свою собственную сущность, человек тем самым выбирает, а соответственно и созидает других, благодаря чему осуществляется выход за пределы индивидуального бытия. Жизнь отдельного человека обретает общечеловеческую значимость. Самореализация человека посредством выбора есть, одновременно, утверждение определенного типа человечества с соответствующей этому типу системой ценностей. А поскольку ценности являются смыслообразующим центром культуры, то соответственно осуществляется и выбор того или иного типа культуры. И здесь следует одна очень важная мысль, обращение к которой подчеркивает несостоятельность обвинения «экзистенциального гуманизма» в декларировании анархии и произвола. Сартр пишет, что выбор, осуществленный человеком, всегда ситуационен, то есть является выбором в определенной исторической и социокультурной ситуации. Таков, например, выбор между жизнью раба и свободного человека. Языческое общество и культура давали один спектр возможностей для такого выбора, христианская культура средневековья — другой, культура Востока, внося свое видение и понимание проблемы соотношения свободы и несвободы, — третий. Историческая и социокультурная ситуация, как подчеркивает Сартр, достаточно четко очерчивает пределы возможностей волеизъявления человека, а соответственно — характер и направление его выбора. Использование же этих возможностей исключительно во власти человека, который хотя и ограничен рамками сложившейся культуры, созидает культуру будущего. Человек и сам устремлен в будущее, поскольку по сути своей он никогда не может быть завершен. «Человек, — утверждает Сартр, — это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия»1.
|
Ценностно-нравственный смысл любви, многообразие ее образов в гуманистической традиции Итак, человек сам, по своей собственной сути — величайшая из проблем, питающих собой драматизм человеческой истории и человеческой культуры. Все, на что обращает человек свой взор, к чему устремляется его одновременно и дерзновенная, и смятенная мысль, все, наконец, чем полнится его жизнь, также является проблемой. Одна из них — проблема любви, сопутствующая жизни как каждого отдельного человека, так и всего человеческого рода. Нет ничего в мире более многообразного и бесконечно загадочного, сакрального в своей сути, чем человеческая любовь. «До сих пор о любви, — писал А. П. Чехов, — сказана только одна неоспоримая правда, а именно, “что тайна сия великая есть”, все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешимыми».
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1168 |
Добавил: fantast |
Дата: 15.07.2017
|
Культуросозидающая деятельность человека и ее сферы
Вопрос о взаимосвязи культуры и человека, о его месте в созданной и освоенной им культуре — одна из самых важных, не утрачивающих с течением времени своей значимости и актуальности культурологических проблем.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1511 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Творчество как реализация культурных смыслов
Формы такой активности чрезвычайно разнообразны, и спектр культурной деятельности человека необычайно широк. Конечно, это, прежде всего, различные виды творчества, проявляющиеся в создании произведений искусства. Художник, поэт, писатель, композитор, музыкант, талантливый актер, создающий незабываемый художественный образ, — истинные творцы культуры. Искусство и художественная деятельность — основа основ культуры, ее эпицентр, ее фундамент. Именно в искусстве и через искусство осуществляется наиболее полное и глубокое самоопределение и самореализация творческой личности. А само понятие творчества с его страстным вдохновением, с его необычайной экспрессией, концентрацией физических, эмоциональных, интеллектуальных усилий обретает в искусстве свой собственный, глубинный, сущностный смысл. Имя первобытного художника, талантливо, с необычайной живостью запечатлевшего сцену охоты, стерто временем, но его живая, трепетная мысль, его страсть и талант посеяли зерна будущего изобразительного искусства. Незатейливая мелодия, впервые прозвучавшая в устах ее создателя и вызвавшая неподдельный восторг услышавших ее соплеменников, безвозвратно канула в глубину веков, но ее дух и очарование проступают в бессмертной музыке Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 931 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Человек как творение культуры Человек не только создатель, творец, но и самое лучшее, самое прекрасное творение культуры. Под непосредственным влиянием культуры осуществляется переход от дикости и варварства к цивилизации. Благодаря культуре человек обретал, преумножал и совершенствовал знания, умения, навыки. Культура шлифовала чувства человека, сообщая им более глубокую эмоциональную насыщенность, способность чутко откликаться на красоту мира, на многообразие жизненных коллизий, на извечное противостояние и противоборство добра и зла. Культура совершенствовала разум человека, ориентируя его усилия на гибкость, неординарность и, вместе с тем, на строгую логичность, обоснованность, непротиворечивость мышления. Культура закаляла волю человека, делала ее более настойчивой и устремленной. В культуре и через культуру человек приобщался к непреходящим нравственным, эстетическим, художественным, познавательным ценностям. Именно культура формирует у человека чувство собственного достоинства, рождает стремление к самореализации и самоутверждению. Но культура же предохраняет человека от синдрома нарциссизма, при котором человек, любуясь собой, своим совершенством, считает себя лучшим из лучших представителей рода человеческого: самым красивым, самым умным, самым достойным всех жизненных благ и наслаждений, порой не прилагая к этому никаких ни физических, ни интеллектуальных, ни иных усилий.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 7822 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|