Показано материалов: 2396-2400
Природа философского знания в свете его практической обусловленности В. В. СКОРОБОГАЦКИИ Уральский университет Кардинальное условие социального бытия марксистской философии— ее творческое развитие в соответствии с историческими запросами практики. Точка зрения практической жизни определяет ритм и логику развития философского знания, очерчивает границы теоретического пространства актуальных проблем, в котором обновляется содержание категориальных форм мышления, и дает масштаб оценки состояния философских исследований. |
Неизбежное открытие бытия В. Е. КЕМЕРОВ Свердловская высшая партийная школа В период становления марксистская философия использует свой логико-методологический аппарат для определения тенденций развития социальной практики и научно-теоретической деятельности. Порвав с метафизикой, она дает конкретно-историческое обоснование главным философским проблемам, и прежде всего основному вопросу философии. Благодаря ее принципам, категориям, концептуальным построениям «вечные» философские темы приобретают конкретно-социальный и конкретно-научный смысл, включаются в контекст движения человеческих сущностных сил, развития всех человеческих индивидов. |
Миропонимание и философия Л А. МЯСНИКОВА Уральский университет Вопрос о практической обусловленности философии не может быть решен в узкоутилитарном плане. Философия, будучи самым высоким уровнем обобщения, имеет своим предметом весь мир, втянутый в сферу человеческой деятельности. Практика в данном случае выступает не как конкретный вид или тип чувственно-предметной деятельности, даже не как ограниченный историческими рамками способ взаимодействия общества и природы, а как все-общечеловеческий способ жизни. Практическая обусловленность философского знания предстает как его социальная (социокультурная) обусловленность. |
Логико-методологический анализ практической обусловленности объективного содержания философского знания С. В. АРЖАНУХИН Свердловский архитектурный институт Вопрос о практической обусловленности философского знания категоричен. Он требует строго однозначного ответа, ответа, содержащегося в самой формулировке задаваемого вопроса: «Да, практически обусловлено». Но простота и ясность начинают исчезать с первыми шагами развернутого изложения данного вопроса. И если перефразировать известное выражение К. Маркса, то практическая обусловленность философского знания «тем отличается от вдовицы Квикли, что неизвестно, с какой стороны за нее приняться». |
Историческое начало категории практики А. С. ХОРКУНОВ Свердловский юридический институт Вся «общественная жизнь является, по существу, практической». Поэтому те общие и общеупотребимые представления и понятия о практике, которые обращаются в сферу духовной культуры человечества, образуют собой важнейшую составную часть его самосознания. Генезис феноменов сознания в качестве социально значимых (или возведение их в ранг таковых) отнюдь не исключает индивидуального вклада отдельных личностей, и в целом ряде случаев мы не только должны учитывать возможность зафиксировать сам факт наличия этого вклада, но и прямо сталкиваемся с необходимостью исследовать его с максимальной степенью полноты. Действительно, положение о том, что философское знание обусловлено в конечном итоге практикой, мы можем воспринимать как своего рода аксиому. Но то, как функционирует механизм этой детерминации, выступает уже в качестве одного из серьезнейших и при том — далеких от своего разрешения вопросов нашей науки. Зафиксировать в истории сменяющих друг друга философских систем акт рождения категории практики означает найти один из наиболее перспективных путей к анализу этого сложного, внутренне многократно опосредованного механизма. Ведь в данном случае одна и та же общественно-историческая практика должна быть представлена и как объект категориальных определений, и как социальная детерминанта. Здесь есть вместе с тем и другая сторона дела. |