Показано материалов: 2416-2420
Системный подход к определению предмета философии И. А. ЖУКОВ
1. Философия является целостной теоретической системой. Это позволяет применять принципы системного подхода к определению ее предмета исследования. |
Связь проблемы предмета философии с основным вопросом (овф) Г. И. ПАТЕНТ Трудности в решении вопроса о предмете философии заключаются, на наш взгляд, в недостаточном уяснении связи этой проблемы с основным вопросом философии (ОВФ). |
Проблема социальной предметности философского знания Г. Ф. МИРОНОВ Социальная предметность знания вообще и философского в частности вытекает из сформулированного К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического тезиса: «Сознание (das Bewuptsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewupte Sein), а бытие людей есть реальный'процесс их жизни» [1, 25]. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркивает: «Общественная жизнь является по существу практической» [1, 3]. На основе материалистического понимания общества классики марксизма раскрыли социально-историческое содержание человеческого познания, задач, способов и средств его осуществления. |
Проблема системности построения философской теории И. М. ШОРОХОВ В классовом обществе, обществе разделенного труда марксистская философская теория выступает формой системного моделирования мира как общественного бытия. Философия есть абстрактно-целостная модель единства общества как совокупной культурно-политико-экономической деятельности людей, образ жизни, ведущий способ практики которых находит свое специфическое выражение в логической структуре философии. |
Предметообразующее значение основного вопроса философии 3. А. ЛАЗЧЕНКО При определении предмета философии и его структуры возникают следующие типичные трудности. Первая трудность возникает в связи с выявлением подсистем марксистской философии. Все сходятся в том, что предмет философии носит системный характер, но существуют значительные расхождения в понимании подсистем. В качестве подсистем рассматриваются и учение о природе (диалектика природы), и история философии и история отдельных частей философии,' этика, эстетика, научный атеизм, научный коммунизм и др. теории. Вторая трудность касается вопроса о связи между подсистемами, единства подсистем. Все сходятся в том, что подсистемы марксистской философии органически связаны между собой, но природа этой связи истолковывается по-разному. Третья трудность касается определения места диалектического материализма в структуре предмета марксистско-ленинской философии. Все философы сходятся в том, что диалектический материализм является ядром философии, но обосновывают это положение различным образом. Эта трудность связана с определением предмета диалектического материализма. Разные авторы выделяют различные элементы предмета диалектического материализма. Некоторые авторы к этим элементам, кроме традиционных элементов, относят «наиболее общие состояния, отношения и связи общественной жизни, отношение преобразующей деятельности человека и окружающего мира», [2, 142], тем самым неправомерно расширяется предмет диалектического материализма, по существу, предмет марксистско-ленинской философии сводится к диалектическому материализму. |