Показано материалов: 2426-2430
Предмет и уровни философского знания В. В. КИМ 1. Проблема специфики, структуры и функции философского знания приобрела особое значение и актуальность в наши дни. Необходимость ее детального исследования определяется не только внутренними потребностями развития марксистско-ленинской философии как особой формы познания и знания, но и общими проблемами развития современной науки. Несмотря на обширность литературы, посвященной указанной проблеме, в ней еще много пробелов, слабых мест и остродискуссионных вопросов. Целью нашего сообщения является не обсуждение высказанных точек зрения, а попытка воссоздать системы предметного мира и их свойств через анализ системы философского знания. Выявление особенностей системы философского знания во многом способствует правильному пониманию предмета философии и ее взаимоотношения с научным познанием и практикой. |
Предмет и основной вопрос философии В. В. ОРЛОВ Продолжающаяся уже три десятилетия дискуссия о предмете философии еще не привела к окончательному общепризнанному результату. Важнейшей причиной этого является, на мой взгляд, отсутствие ясности в связи с центральным моментом обсуждаемой проблемы — соотношением основного вопроса философии и предмета философии. |
Определение предмета философии как отражение ее функции С. Э. КРАПИВЕНСКИЙ
В литературе до сих пор встречаются определения предмета философии, концентрирующие свое внимание лишь на одной из ее основных функций — либо методологической, либо мировоззренческой. Особенно традиционным является сведение предмета философии к предмету диалектики. Такое сведение прослеживается во многих учебных пособиях, вплоть до вышедшего недавно четвертым изданием учебника «Основы марксистско-ленинской философии», где говорится: «Всеобщие закономерности развития и составляют предмет марксистско-ленинской философии. Энгельс называл материалистическую диалектику наукой о наиболее общих законах движения, развития природы, общества и мышления. Изучение законов и категорий всеобщего диалектического процесса составляет важнейшее содержание марксистского философского мировоззрения» [1, 17]. При всей важности процитированного метод отнюдь не исчерпывает собой всего содержания наших общих взглядов на мир в целом. |
Об основном вопросе философии и месте диалектического материализма в структуре философии марксизма-ленинизма И. Г. СТЕПАНОВ Ни в одной науке так часто не обсуждаются вопросы собственного предмета исследований, как в философии. Одной из гносеологических причин этого является философская само-рефлексия, определяемая самим содержанием философского знания. Один из немецких писателей XIX века в связи с этим остроумно заметил, что философия сама .нуждается в философии, то есть, в философии философии. |
Об интегральном и дифференцированном подходе к определению предмета философии А. М. ХОХЛОВ Дифференциация философского знания — вполне закономерный процесс. Первоначально философия не выделялась из мифологического, религиозного мировоззрения. Начало античной философии ознаменовалось интенсивными попытками выработки общего мировоззрения на природу, на космос как противоположность хаоса. В конце античной эпохи философия разделилась на три относительно самостоятельные части — онтологию, гносеологию и логику. Эти три части бытия философии имели свою предметную область и длительное время вполне удовлетворяли и содержанию, и темпам ее развития, так что к концу XVIII в. за философией признавалось право составить общую картину бытия и познания в отличие от специальных наук. Правда, если взглянуть на предмет философии со стороны его более дробного членения, то надо признать, что еще до эпохи средневековья в рамках общефилософского мировоззрения сформировались и политика, и этика, и эстетика и другие философские дисциплины. |