В разделе материалов: 2740
Показано материалов: 2436-2440
Страницы: « 1 2 ... 486 487 488 489 490 ... 547 548 »

- - Наука - -

О системном характере предмета философии

Н. С. РЫБАКОВ

Вопрос о предмете философии остро встает в периоды бурного развития философии и связан нередко с преобразованием ее структуры. Каждое исторически новое философское учение по-своему определяет сущность и задачи философии, выделяет определенный круг проблем, выражает свое отношение к предшествующим и сосуществующим течениям. В историческом плане обнаруживается многозначность интерпретаций предмета философии, порою взаимно исключающих друг друга. Т. И. Ойзерман, специально изучавший этот вопрос, пришел к заключению, что «вывод о единстве предмета философского исследования во все исторические времена неправомерен» [5, 238]. Это обстоятельство свидетельствует о сложной, диалектически противоречивой природе предмета философии, а также означает, что вопрос об исторических формах предмета философии и их преемственности имеет актуальное значение. С достаточной определенностью можно констатировать историческую тенденцию формирования научного понимания предмета философии, которая наиболее полно реализуется в системе марксистско-ленинской философии. Предмет философии обретает свою наивысшую, классически развитую форму только в философии марксизма. Именно здесь он получает свое наи‘ более полное и теоретически адекватное выражение. И говорить о предмете философии в строго научном смысле можно', только подразумевая предмет марксистско-ленинской философии.

Философия | Просмотров: 1057 | Добавил: fantast | Дата: 12.06.2018


- - Наука - -

О природе философии

В. К. ТОЛПЕГИН

1.            В современной марксистской литературе философия чаще всего характеризуется и изучается как наука, хотя исторически она, надо полагать, сформировалась как определенная форма общественного сознания. Что обусловило появлений этой формы общественного сознания?

Философия | Просмотров: 647 | Добавил: fantast | Дата: 12.06.2018


- - Наука - -

О предмете философии как науки

Б. М. КЕДРОВ

Философии, как чего-то единого целого, на мой взгляд, не существует. Поэтому у нее нет и не может быть единого предмета. То, что именуется современной философией, в действительности расколото прежде всего на две части: научную и ненаучную, а ненаучная в свою очередь раздроблена на множество различных, нередко несовместимых между собой философий. Поэтому, строго говоря, можно говорить о предмете только той философии, которая является научной. Однако несмотря на содержательное различие между отдельными философиями и отсутствие у них общего предмета, у всех у них имеется все же нечто общее в виде некоторых общих признаков, тенденций или черт, что и дает основание присваивать им наименование «философия». Таким общим признаком является прежде всего стремление выдвинуть и обосновать некоторые всеобщие, точнее сказать, предельно общие принципы и положения, охватывающие бытие и сознание, иногда — одно бытие, (если оно только и учитывается), или же одно сознание (если оно только и признается), иногда же раздельно — бытие и сознание. Научная философия достигает такую цель по-научному, в соответствии с самой действительностью. В ненаучной же создается лишь словесная видимость, проявляющаяся как претензия на постановку и решение подобной задачи, тогда как на деле здесь имеет место одна только иллюзорность, одна только видимость такого решения и дальше претензии дело не идет. Какие же конкретно принципы принимаются за предельно всеобщие, определяется характером и рамками той или иной конкретной философии.

Философия | Просмотров: 645 | Добавил: fantast | Дата: 12.06.2018


- - Наука - -

О предмете философии и его инвариантности

3.  А. КАМЕНСКИЙ

1.            В настоящее время в советской литературе сложилось несколько концепций предмета философии — «онтологическая», «гносеологическая», «антропологическая», «мировоззренческая», «ценностная». Однако в последние годы наметилась тенденция к выработке синтетической концепции (являющейся по существу диалектическим, т. е. обогащенным возвращением к традиционному марксистскому определению философии как науки о всеобщих законах действительности). Зерном этой синтетической концепции является понимание философии как науки о всеобщем, хотя трактовка всеобщего, его нисхождение в конкретное через общее и частное, следовательно, структурирование предмета философии является еще областью существенных разногласий.

Философия | Просмотров: 815 | Добавил: fantast | Дата: 12.06.2018


- - Наука - -

О предмете логики и ее месте в системе философского знания

В. Л. Акулов

В качестве особой области философского знания логика исторически конституировалась как наука о мышлении. Такое ее понимание охватывает и все ныне существующие логические теории, включая теорию диалектического материализма [1, 366—367, 555]. Различие в данном случае существует не в определении предмета логики как науки о мышлении, а в понимании мышления как ее (логики) предмета. Последнее существенно важно для уяснения как истинного предмета логики, так и ее места в системе философского знания.

Философия | Просмотров: 1371 | Добавил: fantast | Дата: 12.06.2018