В разделе материалов: 2740
Показано материалов: 2546-2550
Страницы: « 1 2 ... 508 509 510 511 512 ... 547 548 »

- - Наука - -

Эстетический идеал в спектре исторической и культурной эпохи

 

На основе эстетических взглядов и теорий формируется эстетический идеал, представляющий собой конкретное воплощение представлений людей о прекрасной жизни, о совершенном человеке и тех общественных системах, в которых осуществляются все многообразные формы жизнедеятельности и общения людей. Высшим проявлением эстетического идеала, специфической формой его реализации является искусство.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 1528 | Добавил: fantast | Дата: 15.07.2017


- - Наука - -

Искусство — «мышление в образах». Культурологический срез художественного образа

Искусство — самая прекрасная, яркая, красочная грань культуры, ее чуткий индикатор и смыслообразующий центр. Являясь исключительным достоянием человека, оно облагораживает и возвышает жизнь его, сообщая ей особую ауру одухотворенности. Вне искусства человек никнет и увядает, как никнет и увядает растение, жаждущее живительной влаги и не находящее ее. Искусство питает мысль человека, обогащает и шлифует его чувственно-эмоциональный мир. Оно пробуждает в человеке жажду творчества, вознося его на недосягаемые для всех остальных живых существ высоты блаженства. Искусство — мир, созданный фантазией и воображением человека, мир необыкновенно чудесный, прихотливый, красочный и многогранный. Именно в искусстве и через искусство с его сакральностью, с таящейся в его глубинах великой и неизбывной тайной творчества человек не просто становится образом и подобием Бога. В нем самом, во всей полноте и завершенности проявляется высшая, божественная сущность. Сам Бог «разговаривает» с человеком на удивительно прекрасном и необычайно выразительном языке искусства. Но как возникло искусство? Каковы его истоки и глубинные корни? Каков непосредственно механизм художественного творчества, какие причины и факторы его определяют?

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 5825 | Добавил: fantast | Дата: 15.07.2017


- - Наука - -

От реализма к модернизму: путь к новой культуре и новым художественным принципам

 

Искусство характеризуется не только многообразием своих видов и жанров, но и многообразием художественных стилей и направлений. Одним из наиболее распространенных направлений в искусстве, наряду с уже рассмотренными классицизмом и романтизмом, был реализм (от лат. realiz, что означает — действительный, истинный). В широком смысле слова реализм означает такое направление в истории искусства, которое стремится средствами художественно-образной выразительности раскрыть правду жизни. При этом реализм исключает слепое подражание действительности, ее копирование. Выражая основную тенденцию исторического развития искусства, реализм обретал в каждую историческую и художественную эпоху соответствующую духу этой эпохи форму. Так, например, в античности он вылился в форму миметического подобия царящей в природе гармонии, подобия, причудливым образом сплетенного с мифологичностью и аллегоричностью сюжетов. В средневековом искусстве реалистическая тенденция наиболее полно проявилась в фольклорном творчестве. В период так называемого ренессанского реализма — в воспроизведении средствами искусства природного света и цвета, в строгом следовании математически выработанным правилам «золотого сечения», пропорциям человеческого тела. «Просветительский» реализм был сориентирован, главным образом, на достоверность отражения духовно-нравственного облика человека. Начиная с XIX в. архитектоника художественного образа конструируется не только в соответствии с принципами объективного, правдивого, отражения действительности, но и с активной включенностью авторского вйдения описываемых ситуаций с позиций конкретного эстетического и нравственного идеала.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 3050 | Добавил: fantast | Дата: 15.07.2017


- - Наука - -

Постмодернизм в зеркале социокультурных реалий XX века

Модернизм, исчерпав возможности своего духовного и художественного роста, безвозвратно канул в прошлое, уступив место постмодернизму, который уже успел заявить о себе расцветом массовой культуры, ее технизацией, значительным расширением коммуникационных связей и взаимодействий; появлением множества субкультур, противостоящих друг другу в своей полярности; значительным усилением игрового компонента культуры, ее балаганного характера, охватившего по существу все виды искусства, проникшего не только в быт, досуг, но даже и в производственную сферу. Шутовство, изыски фамильярно-пошлых шуток, розыгрышей пронизывают все многообразие человеческих отношений, лишая их доверительности, искренности, душевного такта. Переосмысление классического наследия сопровождается такой произвольной интерпретацией, таким вопиющим искажением образов и обстоятельств, что от первоисточника (например, литературного произведения) ничего, кроме сюжетной канвы (и той до неузнаваемости преобразованной и искаженной) уже ничего не остается. Мир культурных, в том числе и эстетических, художественных ценностей, перевернут с ног на голову. Современная культура, искусство испытывают настоящую агонию. Как никогда, обостряется проблема преемственности поколений в сфере культуры, проблема сохранения и трансляции культурного опыта. Если искусство модернизма можно рассматривать как своеобразную реакцию на классическое искусство, безоговорочный отказ от разработанных им форм, методов, художественных стилей, то постмодернизм формирует ироническое отношение к классическому наследию, подтачивая и разрушая его изнутри. Художественные традиции прошлых культур становятся объектом насмешек, паясничества, злого, черного юмора. И хотя для современной литературы, и художественной, и публицистической, и даже эпистолярной, характерно не только широкое обращение к культуре и искусству прошлых исторических эпох, но и их цитирование, тем не менее ни о какой преемственности культур не приходится говорить, ибо при всей видимости бесстрастности и объективности читателю, зрителю, слушателю предлагается, а зачастую навязывается не столько текст, сколько подтекст в его современной интерпретации, не столько первоначальный смысл образов, поступков, ситуаций, сколько их зеркальное отражение, где зеркалом служит уже совершенно иной по сравнению с автором произведения поток сознания, течения мыслей, водоворота чувств, эмоций, переживаний того или тех, кто осуществляет трансляцию первоначального замысла. Особенно характерен подобный стилевой прием для современного киноискусства и искусства театра, где обращение к классике сопровождается такой глубочайшей трансформацией образов, что они становятся неузнаваемыми. Нередко то, что традиционно считалось безнравственным, порочным, стыдным, обретает ореол нравственного, возвышенного. Там, где звучали трагические интонации, неожиданно раздается смех, а то, над чем мы ранее смеялись, подается как выражение трагизма. Бывшие герои становятся антигероями, и наоборот, антигерои возводятся на пьедестал либо мученичества, либо героизма, либо того и другого вместе взятых. Самые серьезные вещи, драматические коллизии, трагические ситуации, вовлечены в ауру игры, становятся комедийными, фарсовыми. Сам смех меняет свой первоначальный сущностный смысл. Перестав быть действенным средством борьбы со слабостями, недостатками, пороками как отдельных людей, так и общества в целом, он превратился в своеобразную «палочку-выручалочку» для преодоления скуки, апатии, равнодушия, мрачной волной накрывшей ряды зрительных залов. Смех ради смеха, ради развлечения, ради иллюзии опьянения жизнью, ради массового оглупления и отупения человеческого сознания — такова атмосфера, царящая как на сценической площадке, так и в зрительном зале. Меняет свой облик и трагическое. Исчезает патетика, нравственный пафос трагического. Трагедия нередко оборачивается фарсом, становится чем-то несерьезным, малозначимым, не достойным особого внимания в искусстве. Постмодернизм, ориентируясь на массовость искусства, его занимательность, стремится создавать такие произведения, которые бы представляли собой синтез всех возможных изобразительных средств. Искусство постмодернизма уже не претендует на создание атмосферы катарсиса, очищения и возвышения человеческой души. Его главная функция — развлекательная. А поэтому все имеющиеся в его распоряжении художественные средства должны быть сконцентрированы на демонстрации зрелищности, достигаемой спецэффектами, заимствованными из самых различных видов искусства.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 943 | Добавил: fantast | Дата: 15.07.2017


- - Наука - -

Античная культура как колыбель европейского гуманизма

Прогресс человеческой культуры, ее нравственный потенциал неотделим от гуманистических традиций, истоки которых можно обнаружить уже на ранних ступенях развития античного мира. Гуманизм (от лат. humanis — человек, человечный), состоящий в признании самооценки человека и его права на свободное развитие и проявление своих способностей, является важнейшей характеристикой сменяющих друг друга исторических и культурных эпох, каждая из которых вкладывала в это понятие свое, созвучное времени содержание.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 2816 | Добавил: fantast | Дата: 15.07.2017